Прогноз — это звучит забавно. Чиновники гадали о судьбе промышленности Удмуртии на трехлетку

Дмитрий Манылов

Видные персоны политического истеблишмента Удмуртии не сговариваясь объявили бойкот мероприятию, от участия в котором на неискушенный взгляд им не следовало бы отказываться. Речь идет об общественном обсуждении прогноза социально-экономического развития Удмуртии на ближайшие три года по обрабатывающим производствам в Минпромторге УР.

Фото: so-l.ruИтак, согласно официальному календарю мероприятий Госсовета обсуждение промышленного прогноза на трехлетку должен был посетить руководитель профильной депутатской комиссии республиканского парламента Валерий Бузилов. Понятно, что он сейчас занят в основном предвыборными делами, поэтому его отсутствие более или менее обосновано. Однако в проекте протокола заседания предусматривалось участие и вице-спикера Госсовета УР Софьи Широбоковой. Она своим присутствием высокий формальный статус мероприятия также не поддержала.

Будь что будет?

Глава принимающей стороны — министр промышленности и торговли Удмуртии Владимир Разумков перепоручил основной доклад своему профильному заму Виктору Лашкареву и покинул мероприятие примерно в середине. Не удостоила уважаемое собрание своим присутствием и руководитель Ассоциации предприятий легкой промышленности Удмуртии, директор «Сактона» Зоя Степнова, хотя ее выступление было предусмотрено проектом протокола, а ее отрасль испытывает сегодня, пожалуй, наибольшие трудности и более других нуждается в государственной поддержке.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Если раньше вип-персоны старались сохранять политес, то сегодня это, видимо, уже и не требуется. Прогноз в России окончательно перестал быть чем-то, к чему можно относиться серьезно. Вспомним, как на последнем Гайдаровском экономическом форуме глава Минэкономразвития РФ Алексей Улюкаев укорил международные финансовые организации в том, что они слишком часто меняют свои макроэкономические прогнозы, не оставляя его ведомству ничего лучшего, как вслед за ними вносить изменения и в свои документы. Естественно, что региональные государственные прогнозисты находятся в хвосте этого процесса, а это, согласитесь, некомфортно.

Алексей Улюкаев ищет дно кризиса. Фото: dosug.mdТем не менее встреча была интересна тем, что она дает представление о том, как оценивают свои перспективы на ближайшие три года сами республиканские промышленники, — итоговые цифры были сверстаны на основании именно их данных. Понятно, что общие усредненные значения прогноза в любом случае должны соответствовать федеральным тенденциям, но вот в соотношении между отраслями допускается определенная вариативность. По крайней мере, можно назвать очевидных лидеров и аутсайдеров.

Кому хорошо?

Главным аутсайдером, согласно представленному прогнозу, стало текстильное и швейное производство — в 2015 году они упали в Удмуртии по индексу производства в сопоставимых ценах, то есть без учета инфляции, до 75% от уровня 2014 года. Прогнозная оценка результатов 2016 года предполагает 91,6% к уровню 2015-го, то есть падение продолжится. Затем, по самому оптимистическому сценарию, в 2017–2019 годах производство будет расти на 1%.

Государство не сможет помочь легкой промышленности Удмуртии. Фото: © «ДЕНЬ.org»В 2019 году объем производства предприятий легкой промышленности в физических величинах составил только 9,5% к уровню 2014-го. Виктор Лашкарев сообщил, что производители видят причины падения в сложностях с кредитованием, высоком уровне контрафакта, создающего конкуренцию на рынке. На низкий потребительский спрос накладывается технологическое отставание — в результате там, где могло заработать импортозамещение, планируется провал.

Даже с оборонкой, которую в последнее время принято называть драйвером и спасительницей бюджета, не все однозначно. Если директор ИЭМЗ «Купол» по управлению и маркетингу Олег Кардаполов и представитель концерна «Калашников» Александр Токарев высказали уверенность в устойчивом росте своих предприятий, то директор по экономике и финансам Сарапульского электрогенераторного завода Николай Русинов обратил внимание на то, что по некоторым направлениям гособоронзаказа, например по вертолетной тематике, заказы снизились. Кроме того, они, как поставщики второго уровня, сталкиваются с неплатежами за свои комплектующие от заказчиков, производящих конечный продукт.

В результате на СЭГЗ в этом году не будет выполнена производственная программа, предусматривавшая 5%-ный рост объемов. По факту сохранится прошлогодний уровень, для достижения роста придется проводить диверсификацию в сторону поиска новых рынков производства гражданской продукции.

Неплохие виды на трехлетнюю перспективу относительно других отраслей у предприятий химической промышленности Удмуртии. Возможно, это потому, что уже в 2014 году индекс производства там составил 88,1% к прошлому году. В 2015-м падение продолжилось, но из-за плохих прошлогодних результатов было чуть сглажено. В 2016 году, по словам Виктора Лашкарева, они смогли реализовать экспортный потенциал, возникший в результате рублевой девальвации. Сегодня предприятия «Норт» и «Новый дом» реализуют инвестпроекты по расширению производства и освоению новых продуктов.Елена Телицина. Фото: со страницы Елены в социальных сетях.

Может быть, поэтому, осознавая свое лидерство, руководитель «Нового дома» Елена Телицина решила поделиться с чиновниками обманутыми ожиданиями: «Когда я шла на встречу, мне было интересно поговорить о том, чего мы хотим добиться, а не просто услышать констатацию факта. Мы хотим услышать от представителей власти, какие программы развития предусматриваются на эти три года».

Виктору Лашкареву на это оставалось только напомнить собравшимся о том, что в этом году удовлетворено порядка 70% заявок на предоставление субсидии на компенсацию расходов по процентным платежам банкам. Только это всего 95 млн руб. — такие деньги не могут существенно повлиять на ситуацию в республиканской промышленности, к тому же субсидирование процентных ставок менее эффективно, чем прямые государственные инвестиции, но для прямых инвестиций нет механизма — государство у нас отказывается хозяйствовать самостоятельно.

Оно и прогнозировать, по сути, отказывается. Чиновники не устают, конечно, вспоминать 72-й Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации», но на практике лишь собирают данные предприятий, обобщают их и увязывают с прогнозами Всемирного банка, МВФ и так далее. По данным Минпромторга УР, на трехлетнюю перспективу появление каких-то серьезных промышленных прорывов, способных всколыхнуть скучную статистику, не предполагается.

По завершении мероприятия я задал Виктору Лашкареву вопрос о том, есть ли какие-то положительные новости, связанные с созданием в Удмуртии нового фармакологического производства, о котором несколько месяцев назад упоминал депутат Госдумы РФ Андрей Исаев. Виктор Лашкарев на мой вопрос пожал плечами и ответил, что об этом ему ничего не известно.