Как всем миром спасали факультет удмуртской филологии. И спасли

Юлия АРДАШЕВА

С декабря 2014 года в Удмуртском Государственном университете ждали серьезных перемен: тогда его ректором Галиной Мерзляковой было объявлено, что вместо 21 вузовского факультета останется 13.

Реорганизации (сокращение или объединению) подлежали те факультеты, где учится не более 800 студентов. Вместо них должны появиться институты естественных, точных, филологических наук. Эта реорганизация априори в вузе воспринималась болезненно: все-таки новый «крой» шел не по бездушной ткани, а по живым людям, преподавательскому составу, в первую очередь. Она означала неминуемые сокращения, изменение учебных планов, новые предложения абитуриентам.

УдГУ сохранит Факультет удмуртской филологии

Но тяжелее всего были восприняты перемены, касающиеся факультета удмуртской филологии. Он должен был войти в состав института финно-угорской, удмуртской филологии и журналистики.

Все объединенные факультеты, хотят того реформаторы или нет, будут размываться: директора новых институтов не будут знать работы бывших факультетов во всех нюансах. Где-то это не столь опасно, но факультет удмуртской филологии достаточно  специфический, его преподаватели и специалисты «выращены» только в Удмуртии, регионе носителей этого языка. Факультет  отвечает за развитие национального языка, за его модернизацию, за подготовку специалистов в этой области. Его кафедры – удмуртской литературы и удмуртского языка и методики его преподавания – уникальны и нигде в России больше не присутствуют. 

Ослабить такой факультет – значит, нанести удар по развитию национальной культуры, причем этот ущерб реально будет оценен лишь в будущем. По большому счету, если мыслить не сегодняшними финансовыми проблемами вуза и указаниями  из Минобрнауки РФ, а стратегически, то подобные подразделения системы высшего образования нужно усиливать, в них нужно вкладываться и требовать еще большей отдачи, если мы хотим сохранить национальное своеобразие нашего региона, как это делает соседний Татарстан.  

Угроза, нависшая над факультетом удмуртской филологии, взорвала профессиональное сообщество. Первыми возмутились специалисты по уралистике, финноугроведению, русские филологи и литераторы, для которых общечеловеческая ценность удмуртского языка – как и всякого национального – несомненна. «Удмурт Кенеш» традиционно встал в обиженную позицию, предъявив претензию, что название нового института начинается не со слова «удмуртский».

Тем не менее, национальный интерес и профессиональный в итоге объединились, и в Интернете началась кампания по сбору подписей под петицией.

Она была составлена на имя министра образования и науки России Дмитрия Ливанова и требовала оставить самостоятельным факультет, не объединяя его в институт финно-угроведения и журналистики. Процитируем основные идеи этого обращения.

«Возникшая угроза ликвидации научно-образовательной единицы, ответственной за подготовку специалистов по государственному языку, препятствует развитию удмуртского языка как источника национальной культуры, письменности и социокультурного общения.

Факультет – одно из немногих мест, где преподавание и научная деятельность частично велись на удмуртском языке. Для малого языка крайне важно его функционирование в образовании и науке – среда факультета удмуртской филологии позволяла делать небольшие шаги в этом направлении. Ликвидация факультета ставит под угрозу функционирование научно-образовательного пространства, получившего распространение на удмуртском языке.

Факультет удмуртской филологии – важный центр мирового удмуртоведения и финноугроведения. Ликвидация факультета грозит привести к уменьшению объемов международного сотрудничества студентов и ученых-финноугроведов, что негативно скажется как на развитии науки в Удмуртии, так и на конкурентоспособности выпускников университета».

Петицию подписали более 2 000 человек – не только из Удмуртии и не только удмурты. Что в итоге? В нашем университете нашли компромисс: «Одним из вопросов, активно обсуждавшихся в СМИ, в государственных и общественных структурах республики, стала судьба факультета удмуртской филологии. Решением Ученого Совета от 3.03.2015 года факультет удмуртской филологии будет сохранен и продолжит свое развитие как отдельная структура в рамках нового Института удмуртской филологии, финноугроведения и журналистики».

- Наш факультет единственный в вузе, кто сохранил свою структурную самостоятельность. Нам обещали, что наши преподаватели и все учебные планы будут сохранены, – говорит декан факультета удмуртской филологии, доктор филологических наук Наталья Кондратьева. – Это решение, по-видимому, было принято с учетом общественного мнения.