С лоббизмом покончено, да здравствует лоббизм! Олег Радионов сошел на удмуртскую землю

Дмитрий Манылов

Четыре всероссийские промышленные выставки, одновременно открывшиеся в ФОК «Здоровье» в Ижевске, по произведенному эффекту никак не дотягивали до заявленного уровня. Их оживило, пожалуй, только любопытное мероприятие «всероссийского» же масштаба, организованное там же, — круглый стол с участием Олега Радионова, бывшего главы Минпромторга Удмуртии, а сейчас одного из четырех заместителей директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России.

Фото: vcudmurtia.ruНе успели стихнуть разговоры о переезде «нашего человека» — замглавы Минпромторга РФ Дмитрия Овсянникова — губернаторствовать в Севастополь, как на удмуртскую землю сошел Олег Радионов. Его позиции во властной иерархии Минпромторга, конечно, значительно скромнее, но зато Радионов лучше знаком местной промышленной элите, да и не в погонах дело, а во влиянии. Выступая на заседании, он подавал вполне считываемый сигнал о своей аппаратной незаменимости.

83 субсидии

Если бы не круглый стол и веселые девушки-промоутеры, на выставках было бы совсем скучно. Фото: © «ДЕНЬ.org»Строго придерживаясь заявленной темы: «Механизмы государственной поддержки промышленных предприятий для развития промышленности региона», он сразу же буквально сразил присутствующих, обозначив сложность, запутанность и разнообразие этих механизмов: одних только субсидий по линии Минпромторга России сегодня насчитывается 83 вида.

Однако потом успокоил: «У кого, как не у вас, есть достаточно мощное лобби в Минпромторге и консультационные возможности. Всегда рад повидаться с руководителями и представителями предприятий и оказать всяческую поддержку. Безусловно, всегда готов организовать встречи, поддержать, а я участвую на комиссиях и межведомственных рабочих группах по отбору проектов, и надо сказать, что мой голос тоже имеет значение».

Презентовав свое влияние во властных коридорах, Олег Радионов сразу оговорился: «Поверьте, что те времена, когда лоббирование и какие-то схемы использовались, они прошли, никакой чиновник в Минпромторге не возьмет на себя ответственность пропустить какой-то проект, если он не соответствует хотя бы одному критерию. За каждым федеральным рублем потом приходит Счетная палата, прокуратура, Антимонопольный комитет, любой участник конкурса может заявить, что его права ущемлены, и проходит полная проверка по всей цепочке».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Как же так, времена лоббирования прошли, а Радионов представляет себя как мощного лоббиста удмуртской промышленности? Раскрывая причины, препятствующие получению предприятиями федеральной поддержки, он фактически ответил на этот вопрос, еще раз сделав акцент на том, что заявки, не соответствующие хотя бы одному из критериев отбора, отсеиваются сразу же на начальном этапе, дальше начинается конкуренция проектов, каждый из которых теоретически мог быть поддержан. «Качество подготовки документов — это то, чего как раз не хватает предприятиям, — заметил Олег Радионов. — Потому что 99% заявок отклоняется как не соответствующие требованиям, критериям, форме. Это является основной причиной отклонений».

Он отметил, что качественно подготовленный проект — это 80% успеха, и прорекламировал созданные в республике структуры поддержки инвестиций — республиканский Минпромторг, Агентство и Центр инвестиционного развития Удмуртии как структуры, которые могут оказать поддержку предприятиям в работе с федералами.

Рай для проектов от 750 миллионов

Дмитрий Овсянников занимал почетное место слева от министра. Позиция Олега Родионова скромнее, но дело не в погонах. Фото: minpromtorg.gov.ruОставшиеся 20% успеха, видимо, можно отнести к сфере компетенции фортуны и отраслевых планов по импортозамещению. Попадание в эти планы — это фактически ключ к государственной поддержке.

«Сам участвовал в заседаниях межведомственных комиссий, и всегда председатель комиссии — это, как правило, первый замминистра Никитин Глеб Сергеевич, — презентуя проект, обозначает, что он входит в отраслевой план, — это негласная установка членам комиссии, чтобы проекту ставился максимальный или повышенный балл. Если рассматривается несколько проектов по однородной продукции и один из них входит в отраслевой план, то он является приоритетным и вероятность его победы гораздо выше».

На портале ГИС Промышленности выложено 20 таких планов по основным отраслям — в планах перечислены продукты, текущая доля импортных поставок по ним и план по снижению этой доли к 2020 году. Так что нашим промышленным предприятиям, имеющим свободные производственные мощности, можно было бы детально ознакомиться с ними и попытаться освоить производство.

Большая проблема в том, что возможности федерального финансирования сильно ограничены. Например, по субсидиям на возмещение части процентных платежей предприятий по кредитам на пополнение оборотных средств и финансирование текущей деятельности, по словам Олега Радионова, в этом году в федеральном бюджете осталось только 500 млн руб. по проектам прошлого года. Минпромторг на 2017 год подал заявку на 1,5 млрд руб., но в Минфине РФ уже высказали отрицательное отношение к продлению положения об этих субсидиях, мотивируя это тем, что ключевая ставка Банка России уже достаточно снижена.У Удмуртии есть еще «мощное лобби». Фото: vcudmurtia.ru

Самым серьезным механизмом поддержки крупных проектов сегодня стали налоговые льготы, предоставляемые в соответствии со специальными инвестиционными контрактами.

«Хотя в докладе (имеется в виду вступительный доклад главы Минпромторга УР Владимира Разумкова. — Прим. «ДЕНЬ.org») прозвучало, что по этим контрактам создана законодательная база, они предусмотрены законом о промышленной политике в Удмуртской Республике, но о принятии положения о специнвестконтракте на региональном уровне я пока не слышал, — заявил Олег Радионов. — Это один из основных механизмов, которые не требуют финансирования, но очень востребованы в регуляторном плане, и многие иностранные инвесторы обращают внимание именно на этот механизм».

Фото: vcudmurtia.ruВ качестве одного из последних таких контрактов с иностранным инвестором он назвал проект «Солерс-Мазда» по производству двигателей. Понятно, почему именно иностранные инвесторы стали главными интересантами по этому механизму господдержки, — он действительно очень эффективен, позволяет обнулить налоги на прибыль и на имущество на срок до 10 лет (до достижения операционной прибыли по проекту плюс 5 лет, но не более 10 лет), но минимальная сумма инвестиций по проекту составляет 750 млн руб.

Отраслевые планы — дело хорошее, и «свой человек» в руководстве федерального Минпромторга тоже неплохо, но, во-первых, деньги надо где-то найти, у нас не так много предприятий, способных инвестировать в таких объемах из собственной прибыли. Во-вторых, для того чтобы вкладываться в импортозамещение в условиях снижающегося внутреннего спроса, надо быть как минимум рисковым менеджером. К тому же десятилетний горизонт планирования при нынешней нестабильности актуален, пожалуй, только для глобальных корпораций — они там, похоже, всегда знают, что куда движется.