Невеста на выданье. Писатель Алексей Иванов считает, что неплохо знает историю Ижевска

Надежда Рысьева

Ровно 30 лет и 3 года писатель Алексей Иванов, как он сам однажды отметил о себе, аналогично известному былинному герою Илье Муромцу, фигурально выражаясь, лежал на печи, то есть работал учителем, сторожем и гидом в турфирме, но не был профессиональным писателем. В Ижевске он рассказал, что у России нет своего пути, пояснил, почему писатель видит мир как текст и как это все связано с Конюховым и Кончаловским.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Писатель Алексей Иванов предстал перед ижевчанами на фестивале «Читай, Ижевск!» в облачении серых тонов. Возможно, именно бросающееся в глаза отсутствие ярких оттенков во внешнем облике и в особенности простота в общении создали на встрече образ так называемого «своего парня». Парня, который откровенен в своих мыслях.

Горнозаводский эталон

Естественно, на встрече были заданы вопросы об Ижевске, поскольку гостит писатель в столице Удмуртии не в первый раз и даже успел описать город в своих книгах.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Мне очень хотелось побывать в вашем оружейном заводе. А он всегда стоит закрытый, как Брестская крепость, не попадешь... В итоге я туда проник, походил-посмотрел, как все устроено. Так что я уже шнырял по Ижевску довольно долго и считаю, что неплохо знаю историю города», — объяснил свою осведомленность писатель.

Год назад специально для прозаика были открыты старые цеха Ижевского оружейного завода и заведены знаменитые башенные часы.

«Для меня Ижевск в первую очередь — это горнозаводский город, где находится завод-дворец. Город, который, по сути, является эталоном горнозаводского города, — прокомментировал очередной вопрос писатель. — Думаю, Ижевск — что-то среднее между Уралом и Поволжьем. Социально, скажем, это, безусловно, Урал, но географически, естественно, Поволжье. Хотя по духу ваш город  ближе к Уралу: те же самые инородцы, те же самые горные заводы, те же обстоятельства жизни, но чисто эстетически край этот лесной, а не скалистый». 

Много вопросов, политика

Два микрофона, «подрабатывающие» на встрече, казалось, не успевали долетать от одного ижевчанина к другому, как из толпы тянулась новая рука, жаждущая приобщиться к беседе. Впрочем, некоторые из присутствовавших, пожалуй, не хотели отдавать пальму первенства в плане количества заданных вопросов и раз за разом «прорывались» к знаменитому собеседнику.   

Фото: © «ДЕНЬ.org»С вопроса о причислении писателя к конкретному литературно-философскому течению XIX века Иванов подошел к мыслям о судьбе России: «Если уж так жестко делить, то я, пожалуй, западник. Я не считаю, что у России какой-то свой путь. Скорее, что Россия все время с нормального пути съезжает куда-то в свою сторону. Вот эти вот вихляния нельзя назвать своим путем», — отметил гость.

Вместе с тем он не аполитичный человек, но считает, что самое ценное сейчас и, похоже, самое достойное — молчать. Особенно если ты некомпетентен.

«Сегодня о политике говорят и по радио, и по телеку, и в соцсетях… Я предпочитаю молчание. Если просто „твоя душа хочет высказаться“, лучше помолчи», — сказал Иванов.

Но во время этой сентябрьской беседы с жителями Ижевска ко всему прочему добавил, что все, что хочет сказать, говорит в первую очередь в произведениях.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Потому, наверное, в отличие от многих других авторов, его нет и в соцсетях. Иванов отмечает, что это принципиальная позиция.

«Кажется, писателю не имеет смысла присутствовать в соцсетях, потому что тут пишешь, там пишешь — ну сколько можно писать?»

Тем более у автора бестселлеров уже десятый год есть свой сайт, посредством которого он выходит на обратную связь с аудиторией. За все время он написал читателям порядка трех тысяч писем.

Предопределение

Оказывается, уже с ранних лет писатель Иванов садился за рукопись романа. Говорит, недавно нашел ученическую тетрадку с надписью: «Алеша Иванов, „Три Робинзона“, роман, 6 лет».

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Писателем стать хотел с самого детства. Помню, всегда любил рассказывать истории, роль писателя мне казалась самой романтической. Думал, это человек, в чьей голове рождаются удивительные миры, которые он транслирует, а я, как читатель, читаю, — и перешел от истории своей мечты к писательской судьбе. — Меня не публиковали 13 лет. Действительно, кому нужен писатель, пишущий о провинции и не живущий в Москве? Шансов не было. Писал, рассчитывая на то, что когда-то что-то изменится и мне, возможно, повезет. Но обязательно нужно, чтобы тебе не только повезло, но чтобы к тому моменту ты был во всеоружии. Всегда жил по принципу римских легионеров: делай, что должен, и будь что будет. Для меня не писать — как перестать дышать. Я делал то, что зависит от меня, остальное — от Бога. Слава Богу, мне повезло». 

После университета, то есть в «лихие девяностые» и начале нулевых работал учителем, сторожем и спортивным гидом-проводником в турфирме. Но момент подошел, и писатель из Перми выстрелил сразу тремя романами: «Общага-на-крови», «Географ глобус пропил» и «Сердце Пармы». Тут же стал профессиональным писателем, человеком, который зарабатывает только литературным трудом.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Предопределение зависит от типа мышления человека, от его особенностей мировосприятия. Писатель непременно должен видеть мир как текст, — считает Алексей Иванов. — Все другие способы восприятия окружения — чужие, далекие от писательского труда».

Работа писателя во многом похожа на труд путешественника, говорит обладатель премии «Книга года» 2016 года за роман «Ненастье», ранее отказывавшийся от участия в премиальных гонках.

«Ни дня без строчки, да? — призадумался автор бестселлеров на вопрос о процессе написания произведения и пошутил, вызвав улыбки на лицах зрителей. —  Еще говорят, ни дня без строчки в сберегательной книжке… Для того чтобы трудиться над книгой, писателю необязательно все время писать. Он работает всегда, даже когда не пишет. А писательство — такая работа, которая не отпускает тебя никогда. Но жизнь есть жизнь, когда-то ты можешь, когда-то ты не можешь. Вообще, думаю, это образ жизни, похожий на работу путешественника. Конечно, я не летаю вокруг света на воздушном шаре, как Федор Конюхов, но тоже странствую».

Ижевский фестиваль фантастики в этот раз стал частью городского фестиваля «Читай, Ижевск!». На крупнейший в регионе литературный форум приехали два писателя-фантаста, имевших когда-то непосредственное отношение к столице Удмуртии... Читать далее...Впечатления, собранные писателем в путешествиях по России (к слову, родился в Нижнем Новгороде, долгое время жил в Перми, родным городом считает Екатеринбург, а Москву недолюбливает) и изложенные в романах, востребованы среди режиссеров. Так, Егор Кончаловский собирается экранизировать одно из произведений, Сергей Бодров тоже выступил с предложением снять ленту по роману Алексея Иванова. Ижевчане не удержались и попросили пояснить страсть современника быть экранизированным.

«В принципе, я понимаю, почему режиссеры проявляют большой интерес к моим произведениям, — подчеркнул гость Ижевска. — В них всегда есть сюжет, интересная визуальная картинка, которая будет выигрышно смотреться на экране. В конце концов, они умные, написаны так, что легко переверстываются, укладываются по сценарию. Да и пишу я не как писатели, а как киношники — по эпизодам, это тоже кинематографический прием. Да и знаете, не писатель выбирает, будут его экранизировать или нет. Писатель здесь, скорее, как невеста на выданье: возьмут замуж или не возьмут, самому неизвестно. Сидит и ждет».