Антикризисный план Правительства Удмуртии: много пунктов, мало идей

Кирилл НИКОЛАЕВ

С премьера Виктора Савельева всегда могут спросить за Антикризисный планВ Госсовете Удмуртии начинаются обсуждения разработанного правительством антикризисного плана. Ранее отдельные депутаты довольно резко высказывались по поводу того, что им егоофициально не представили, фактически законодатели к его формированию допущены не были. В итоге было принято решение пропустить этот план действий через комиссии и фракции Госсовета и собрать предложения депутатов по его корректировке.

 

 

Кризиса нет

Вообще, надо сказать, что план теперь уже не называют антикризисным. Официально он озаглавлен как «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году и на 2016-2017 годы в Удмуртской Республике». Получается, что мы вроде как не с кризисом боремся, а заботимся о развитии экономики. Хотя вероятнее всего таким образом власти пытаются уверить обывателей, что кризиса не существует, а мы наблюдаем лишь временное ухудшение ситуации в экономике, которое продлится, как предсказал ранее президент России Владимир Путин, не больше 2 лет.

Главным критиком документа на последней сессии Госсовета стал депутат от «Единой России» Юрий Бычков. Среди основных доводов он назвал состав комиссии, которая его разрабатывала. По его выражению, практически все они чиновники, лишь трое представляли бизнес. Представителей филиалов госбанков он тоже, получается, записал в чиновники, с чем в некоторой степени можно согласиться.

Благополучие экономики по логике зависит в первую очередь от промышленников. Они платят налоги, вкладывают в собственное развитие, при увеличении мощностей производства они набирают персонал, стабильная работа позволяет им повышать оплату труда. С точки зрения Бычкова, именно бизнес нужно было активнее привлекать при формировании плана устойчивого развития республики.

Впрочем, отчасти предпринимательское сообщество все же принимало участие - направляло свои предложениябизнес-омбудсмену Александру Прасолову, который – в этом ему надо отдать должное - действительно пытался их пролоббировать. Некоторые из этих инициатив попали в план, однако многие касаются изменения федерального налогового законодательства.

Поддержка промышленности

Итак, что же сам план? Он состоит из таблицы на 46 страницах, на которых по пунктам излагаются меры по каждой отрасли и направлению. При беглом рассмотрении создается реальное представление о том, что он во многом состоит из лозунгов и пространных неконкретных положений, вроде принятия мер по выявлению и сокращению неэффективных расходов, осуществление взаимодействия различных органов власти и организации контроля.

Возникает ощущение, что ряд пунктов сюда перекочевали из различных госпрограмм и планов работы на год, принятыми ранее министерствами и ведомствами. Некоторые пункты просто перешли из бюджета.

Реальных цифр много в блоке, посвященном поддержке предпринимательства и крупной промышленности. Здесь прописаны существующие механизмысубсидирования процентных ставок по кредитам, лизинговых платежей, предоставления кредитных гарантий, микрозаймов для малого бизнеса.

Из новшеств - предоставление на льготных условиях государственного имущества для субъектов МСП. Что именно за льготы, не раскрывается. Также предлагается поддерживать создание, развитие и обеспечение деятельности частных промышленных парков. Меры поддержки, видимо, тоже еще будут разрабатывать.

Предоставление дополнительных льгот для малого бизнеса по единому налогу на вмененный доход будет обсуждаться, когда будут проанализированы их доходы, и если регионам дадут право на это. Возможны послабления для предпринимателей, работающих по патентной системе налогообложения. Также в плане есть пункт по налоговым каникулам для всех вновь регистрирующихся предпринимателей, но их ввод зависит от принятия законов на федеральном уровне.

Декларируется разработка предложений по субсидированию процентной ставки по инвестиционным кредитам, льготы по налогообложению предприятий, которые реализуют инвестпроекты.

В общем, основу мер поддержки малого бизнеса составляют льготы по налогам и субсидии для покрытия ставок по кредитам.

Среди положений плана есть и пункты, касающиеся обеспечение жильем льготников, улучшение жилищных условий отдельных категорий. Собственно к антикризисным мерам они отношения не имеют, все это взято из статей бюджета на 2015 год. Не станут они спасительными для строительной отрасли. Слишком маленькие суммы и небольшое количество людей, которые получат жилье.

ГЧП в социальной сфере

Нерасшифрованными и вызывающими вопросы остались в антикризисном плане пункты, касающиеся развития государственно-частного партнерства. Эти механизмы предлагается активно внедрять в социальной инфраструктуре, ЖКХ, здравоохранении и образовании. Так, власти хотят передать в концессию медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, при условии инвестирования в них и оснащения в соответствии с порядками оказания медицинской помощи. Иными словами, инвестор вкладывает свои деньги в больницу, и какие-то медицинские услуги становятся там платными. Будет также рассмотрена возможность перевода отдельных государственных медучреждений в организации негосударственной формы собственности. Это что, приватизация больниц?

МоделиГЧП предлагается создавать также в общем и профессиональном образовании. Сложно предположить, что здесь имеется в виду.

Новшества

Из интересных идей можно выделить разработку концепции создания и развития инновационно-образовательного кластера «ИТ вектор образования». В последние годы много говорится о необходимости поддержки ИТ-направления в Удмуртии, ведь высококлассных программистов в республике достаточно. Возможно, этот пункт в плане даст толчок к появлению целого кластера.

Стоит отметить и желание республики выйти с предложением на федеральный уровень, чтобы в регионе хотя бы частично оставались поступления от налога на добычу полезных ископаемых. Также разумное зерно есть в инициативе по созданию в Удмуртии производства лекарственных препаратов на условиях ГЧП.

Получается, в плане мало по-настоящему новых свежих идей того, как обеспечить развитие экономики. Чаще всего это перечисление того, что уже делается. Возможно в процессе обсуждения его в Госсовете появятся полезные для развития региона предложения.