Классика от современников

Анна ВАРДУГИНА

В Ижевске открылась крупнейшая за многие годы выставка академической скульптуры и живописи «Своевременное искусство». На ней представлены работы сорока российских художников (в том числе Леонида Баранова и Зураба Церетели), объединенных дружескими и творческими связями.

Проект «Своевременное искусство» существует с 2013 года и уже выставлялся в 12 регионах страны. Центральная фигура проекта – выдающийся отечественный скульптор, заслуженный художник России Леонид Баранов. Сотен его работ – ироничных, смелых, зачастую провокационных, хватило бы на несколько персональных выставок (и они регулярно проходят в России и за рубежом), но выставка «Своевременное искусство» создана по другому принципу. Леониду Баранову было важно воссоздать в выставочном зале тот художественный мир, к которому он принадлежит: мир художников-«семидесятников», их учителей и учеников. Мир московских творческих мастерских, в которых художники позируют друг другу, обсуждают важные для всех темы, а потом воплощают их в скульптуре или на холсте. Название выставки возникло контрапунктом к растиражированному, потерявшему точный смысл понятию «современное искусство». По мнению наследников академической школы, в отличие от радикальных экспериментов, которые устаревают вслед за спровоцировавшими их событиями, классика – всегда своевременна.

 

Главный провокатор Москвы

Впрочем, это противопоставление весьма условно и полно иронии: среди народных и заслуженных художников, действительных членов Академии художеств много настоящих хулиганов, смелых экспериментаторов и возмутителей общественного спокойствия. На самого Леонида Баранова всего несколько лет назад жаловались вологодским властям возмущенные посетители его выставки, шокированные работой «Суд Париса», в которой художник увенчал головами Пушкина три обнаженные женские фигуры. «Леонида Баранова называют самым провокационным художником Москвы. Некоторые его работы - слишком откровенные и смелые - я не решаюсь выставлять не только в России, но и в Европе», - завершает рассказ о вологодском казусе сын художника Петр Баранов, куратор выставки. В Ижевске «скандальная» работа скульптора не представлена, зато можно увидеть созданный с исключительной самоиронией автопортрет художника: Леонид Баранов отлил себя в бронзе в образе римского легионера, оставив из доспехов только шлем и не пытаясь «подогнать» свою обнаженную фигуру под античные стандарты красоты.

Стройной концепции у выставки изначально не было: собрать в одном выставочном пространстве художников барановского круга уже казалось достаточно интересным. Но по мере того, как работ становилось все больше, выстраивалась внутренняя логика этого вернисажа. Главный зал ижевской «Галереи» позволяет зрителям пройти по этому насыщенному картинами и скульптурами лабиринту, связывая смыслы и выстраивая ясную историю развития классического искусства от античности через взлет христианства к современным философским концепциям. А концентрация работ, обступающих зрителей буквально со всех сторон, создает иллюзию, что все искусство прошлых эпох переполнило зал, что искусство – везде, и оно и есть жизнь. «Это действительно грандиозный, поражающий масштабом выставочный проект. Такого обилия художественных произведений, принадлежащих современным художникам первой величины, на каждый квадратный метр в «Галерее» еще не было», - говорит директор выставочного центра Галина Тарануха.

Художник ЖЗЛ

Через эпохи зрителей выставки проводят не только общие темы работ (музыка, религия, мифология), но и исторические персонажи. Большинство скульптур выполнено Барановым – Пушкин, Гоголь, Достоевский, Ломоносов, Петр I, Екатерина II, Кутузов, Фрейд, Шаляпин, Шостакович... Каждая работа – не только и не столько портретный образ, сколько психологический портрет или символ яркой личности. Фигура Зигмунда Фрейда не стоит на пьедестале, а лежит – как пациент на приеме у психоаналитика. Екатерина Великая с определенных ракурсов кажется не самодержицей европейского толка, а античной статуей с обнаженной грудью и богато украшенным щитом – тут-то и вспоминаются ее амбиции сравняться в славе и мудрости с Афиной Палладой. Чтобы отразить многомерность личности, Баранов создает циклы скульптурных портретов, посвященных его любимым героям. В скульптурной галерее оказалось несколько Пушкиных, Достоевских, Гоголей, - и каждый последующий образ переосмысляет, дополняет более ранние.

«Художником ЖЗЛ» Баранова, впрочем, прозвали не только за интерес к масштабным историческим фигурам, но и за внимание к своим современникам. Леонид Баранов создал ряд скульптурных портретов московских художников, что позволило составителям выставки устроить изящную игру. Перед картинами известных московских живописцев – Анатолия Чечика, Владимира Брайнина, Татьяны Назаренко – стоят их бюсты работы Баранова. Это создает ощущение общности художественной среды, соединения судеб, наследования главных тем, - но и подчеркивает индивидуальность каждого из художников.

От зрителя эта выставка требует серьезной вовлеченности и работы ума и сердца: реалистические пейзажи здесь сменяются сюрреалистическими полотнами, академическая «портретная» скульптура – условными формами. Разнообразие стилей и авторских почерков не позволяет рассматривать каждую следующую работу «по инерции»: пластичная, выполненная в национальной традиции скульптура Зураба Церетели «Грузинская девушка» тронет другие струны души, нежели выдержанная в духе европейской академической скульптуры работа Андрея Ковальчука «Рембрандт». И это ожидание умного зрителя, открытого для самого разного искусства, делает выставку по-настоящему своевременной.

В Ижевске выставка будет работать до конца марта.

[ФОТОАЛЬБОМ]