Под рёв моторов. В столице Удмуртии отметили 87-й день рождения первого ижевского мотоцикла

Александр Поскребышев

С недавних пор 17 сентября в Ижевске празднуется как день рождения отечественного мотоцикла. В этот день в 1929 году инженеры «Ижстальзавода» во главе с Петром Можаровым изготовили первый опытный образец мотоцикла «Иж-1». Спустя 87 лет вожаки ижевского мотосообщества и их единомышленники подготовили петицию и начали сбор подписей за установку в столице Удмуртии памятника яркой личности и талантливому конструктору. Обозреватель «ДЕНЬ.org» не только подписал обращение к ижевской общественности, но и пообщался с моторизованными горожанами.

Игорь Чупин на своем «Иж-49». Фото: Александр ПоскребышевМотоцикл как автомат и песни

Один из «движков» ижевского мотосообщества Игорь Чупин приехал на тематический праздник на аутентичном вороном «Иж-49».

— Этот мотоцикл я нашел в деревне Шолья в Сарапульском районе, восстанавливал его в течение шести лет и затем добавил к нему коляску — родную, собранную на Вятско-Полянском машиностроительном заводе, — рассказывает хранитель ижевских мотодревностей и делает комплимент «49-ке»: — Шарм этого мотоцикла заключен в мощности звука его мотора, в спокойствии и основательной тихоходности. У меня есть и скоростные модели «Ижей» — «Планета-6» и «Юнкер». А «Иж-49» я сравнил бы со старым дедом, который тихонько едет и везет грузы по любой дороге.

Хромированные цилиндры и картеры, несмотря на капли дождя, могут служить удобным объективным зеркалом. Фото: Александр Поскребышев— Собаки лают, а «Иж-49», как тот караван, идет вперед, — реагирует репортер и находит образное сравнение: — Ижевскую мотоциклетную марку можно сравнить с автоматом Калашникова — наши мотоциклы были так же просты и надежны в эксплуатации, как АК-47.

— Точно! — восклицает собеседник и «переключает» в беседе «передачу» на Можарова, находя другую метафору для детищ конструктора: — Петр Владимирович рано ушел из жизни и, к сожалению, был незаслуженно забыт. Все знают примеры, когда многие известные авторские песни становятся народными, а имя их автора со временем «забывается». Так же произошло и с мотоциклами «Иж» — из авторских они давно стали народными. Но мы не хотим забывать о Можарове и поэтому подготовили петицию за установку в Ижевске памятника конструктору.

Причем мотогоны хотят поторопиться и успеть не к 90-летию первого ижевского мотоцикла, а годом раньше — к 130-летию Можарова.

Ижевчанка и «болгарка»

В большой, тесной мужской компании мотосоциума были заметны и несколько женщин. Кто-то из них управлял мотоциклом, а Юлия Александровна достаточно ловко управлялась с углошлифовальной машиной.

Девушка Юля одинаково успешно управляется с «болгаркой» и… телефоном. Фото: Александр Поскребышев Владение «болгаркой» не осталось незамеченным, но в разговоре выяснилось, что Юля впервые шлифовала мотоциклетную раму.

— Мне просто вручили «болгарку» и сказали: «Бери инструмент! Будешь нашей изюминкой для привлечения внимания», — улыбнулась девушка.

— Ну вот вы и привлекли это самое внимание.

— Мне понравилось! Шурупы я уже умею прикручивать, а теперь и «болгаркой» поработала.

В комьюнити ижевских мотоциклистов Юля влилась год назад.

— Хотя любовь к мотоциклам возникла у меня еще в детстве, когда я каталась с дедом на его «Урале». Сначала на бензобаке, а потом сзади.

Сейчас Юля тоже ездит сзади, но в скором грядущем намерена продвинуться вперед в самом прямом смысле — сесть за руль.

— Начну с дорожника, с «четырехсотки», а затем буду постепенно увеличивать кубатуру мотора и хочу пересесть на спортбайк…

На мотике по мостику

В палатке, где диск на УШМ крутился в руках Юли, под будущий custom-мотоцикл собирали «Иж-Юпитер-2» — тот, что выпускали с круглобоким топливным баком.

Антон Осокин внутри фонтана дает гари — рисует «картину углем». Фото: Александр ПоскребышевСреди сборщиков особенно активничал Антон Осокин.

— Прозвище мое — Сирота, должность — «капитан дорог», а наше мотообъединение называется «Мотобратья во Христе», — отрекомендовался мой новый знакомый и поведал о том, чем для него еще в отрочестве стал ижевский мотоцикл: — Это была моя мальчишеская мечта, которая позже, уже в юности, давала ощущения некоей особенности, свободы и служила олицетворением бунтарского духа и протеста системе. Ну а сегодня мотоцикл стал для меня образом жизни, данью прошлому и верой в будущее.

Подрастающее поколение с ранних пор живо интересуется мотоциклами. Фото: Александр Поскребышев— Вы будто бы перекинули настоящий мостик из прошлого в грядущее и едете по нему на мотике. А мечта ваша детская имела конкретизацию?

— Да! Это был «Иж-Юпитер-3» моего деда, который не давал мне ездить на мотоцикле, а я очень хотел. Сейчас у меня три мотоцикла: два Harley Davidson, один из них спортивный — Buell, а третий — совсем «малышка» — мотик Honda Monkey.

— Это «обезьянка» из той серии, что «схватил под мышку и занес домой»?

— Верно.

Фото: Александр Поскребышев

— А в палатке что за процесс идет над «вторым» «Юпитером»?

Фото: Александр Поскребышев— Мы кастемизируем этот мотоцикл, — ответил мотогон, обозначив заодно историю custom-движения и суть работы по изготовлению мотоциклов под заказ. — Custom зародился в Америке в 50-х годах, когда появились бобберы — мотоциклы, по максимуму облегченные, с которых выбрасывали все, что не нужно. На этих бобберах гонялись американские военные летчики. После войны им не хватало адреналина, и поэтому они покупали Harley, кастемизировали их и открывали ручки газа до отказа. Затем появились чопперы — те же бобберы, но с более высоким рулем и удобным сиденьем. Одновременно в Великобритании зародился другой стиль — мотоциклы cafe-racer для прохвата по маршруту «от кафе до кафе». Как раз «Иж-Юпитерную» «двойку» мы пытаемся делать под кафе-рейсер.

Из «Иж-Юпитерной» «двойки» Ижевского машиностроительного завода будет сделан яркий cafe-racer. Фото: Александр ПоскребышевФонтанный первопроходец и «картина углем»

Энергии Антона Осокина хватало не только на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки по «двоечке», но и на то, чтобы погоняться в… круглом фонтане на Центральной площади.

Прежде наш журналист не слышал, чтобы кто-то из ижевцев катался в этом «бассейне», и потому выезд «первопроходца» напомнил еще один устойчивый ижевский символ — медведя Гошу, катавшегося в цирковом манеже с дрессурой уроженца Удмуртии Ивана Кудрявцева.

— Не исключено, что я был одним из первых, — в Ижевске-то живу и работаю всего семь лет, приехав сюда из Нижнего Новгорода. Честно скажу, я не знал, что это фонтан, — расхохотался Антон.

— Хорошо, что это «безработный» фонтан.

— И все же я не знал, куда иду и куда еду, — продолжал хохмить «капитан дорог», после проката исполнивший burnout — трюк с упором на приподнятое переднее колесо, когда заднее истово крутится и в жестком трении сжигает резину, рисуя на поверхности «картину углем».

«Мускулистая» «Волга» с мотором от ГАЗ-53

Помимо двух- и трехколесной мототехники, в парадный модельный ряд у кинотеатра «Россия» выстроились ее «четвероногие» собратья — автомобили.

«Черный монстр» Андрея Мешина, напоминающий «Барракуду». Фото: Александр ПоскребышевСреди солидных ГАЗ-21, простоватых «Москвичей» и бойких «Жигулей» взор останавливался на одном черном монстре.

— Если подойти к вашему «коню» сбоку или сзади, то легко угадывается «Волга-24», а вот если заходить спереди, то выплывает образ «типичного олдового американца», — в диалоге с его конструктором обозреватель «ДЕНЬ.org» поделился собственным взглядом на четырехколесный «кастом».

— Это действительно 24-я «Волга» — точней, ГАЗ-2411, — отозвался «костюмер» Андрей Мешин. — Но мне было бы скучно оставить его в стандартном кузове. Поэтому я привнес изменения в его стилистику, и сейчас автомобиль явно выделяется из потока.

Фото: Александр Поскребышев— В реалиях выделяется! Ты притормаживаешь у машины, которая предназначена для передвижения, — выдал смысловой «парадокс» репортер. — Думается, что это одно из самых важных качеств для любого автомобиля. И на кого смахивает ваш монстр?

— Он напоминает Chevrolet Camaro, Dodge Charger или Plymouth Barracuda, отсылая к эпохе Musclecars — «мускулистых» нестандартных автомобилей с форсированными моторами.

Андрей Мешин имел в виду рубеж 60–70-х годов, когда за океаном выпускали мощные «аппараты», пока еще не считали денег и совсем не экономили на топливе, приговаривая во весь голос: Fuckfueleconomy!

Между прочим, на свою «Волгу» конструктор установил модифицированный мотор от ГАЗ-53.

Три «восьмерки» Петра Можарова

Широкий круг автомотопарада замыкался экспозицией Национального музея имени Кузебая Герда. Анастасия Данилова, курирующая мотоциклетный музейный тренд, искренне вдохновенно знакомила неофитов с биографией  конструктора Можарова.

Макет тяжелейшего «Иж-1» с легкостью могут поднять всего две женщины из музея — Анастасия Данилова (слева) и ее напарница. Фото: Александр Поскребышев— Петр Владимирович Можаров родился 7 сентября 1888 года в Тамбовской губернии, обучался в реальном училище, а высшее образование получил в Германии, — чеканила факты сотрудница музея. — В начале ХХ века в Германии насчитывалось 124 мотозавода, а в России не было ни одного. Пока Можаров учился в Лейпциге, он «заболел» мототехникой, мечтая создать первый отечественный мотоцикл. До 1924 года Можаров работал в Тамбове на пороховом заводе, после чего переехал в Ижевск, где начал трудиться инженером по теплотехнике на «Ижстальзаводе». Именно здесь Можаров выступил с предложением об организации в Ижевске выпуска первых советских мотоциклов…

Портрет Петра МожароваВ апреле 1928 года на Ижевском оружейном заводе была открыта мотоциклетная секция. В январе 1929 года ее возглавил Можаров, и через девять месяцев, 17 сентября, на свет появился опытный первенец — «Иж-1». Вскоре после этого Можаров перебрался в Ленинград, а потом и в Москву, где занялся освоением серийного выпуска армейских мотоциклов.

В марте 1934 года Можаров поехал с семьей отдохнуть в Сочи — в санаторий ЦК ВКПб, где и погиб при невыясненных обстоятельствах.

— Это до сих пор темная история — то ли он покончил с собой, то ли его застрелили, — вздыхает Анастасия Данилова, намекая на одну из версий о том, что Можарова «убрали как немецкого шпиона».

В деревянных домах на улице Бородина жили специалисты мотопроизводства. В одном из домов жил и Петр Можаров. Фото: Александр ПоскребышевПохоронили Можарова в Сочи, и только в феврале прошлого года «дама с собачкой», прогуливаясь неподалеку от мемориала Воинской славы в Завокзальном микрорайоне, совершенно случайно обнаружена его могилу.

— Выпуск ижевских мотоциклов был прекращен в 2008 году, но в генетическом коде Ижевска марка «Иж» сохранилась. Многие горожане и мотосообщество Удмуртии бережно сохраняют историю и поддерживают к ней интерес людей, — говорит Анастасия Данилова и приоткрывает идейный замысел памятника Можарову: — Конструктор едет на «Ижстальзавод» на «Иж-1», в коляске которого восседает волк Гриша, прирученный неординарной сильной личностью…