Бальзам для «Италмаса». Легендарный ансамбль песни и танца Удмуртии выведут из творческого кризиса

Александр Поскребышев

Фото: vk.com/officialitalmas

На днях окончательно разрешился вопрос с правовым статусом Государственного академического ансамбля песни и танца Удмуртской Республики «Италмас». Как самостоятельное юридическое лицо этот ансамбль больше не существует. В середине сентября «Италмас» официально вошел в состав Удмуртской государственной филармонии. Похоже, именно этот переход поможет вывести прославленный коллектив из кризисной ситуации в творчестве. Тем более что нынче «Италмасу» исполняется 80 лет.

Давно под одной крышей

Почти до середины 90-х годов «Италмас» работал в составе Удмуртской филармонии.

Алексей Фомин убежден в том, что в условиях тиранизма творчество не рождается. Фото:  Александр Поскребышев — Два творческих коллектива развивались в тесном союзе, но в «смутные» времена в ансамбле решили обрести самостоятельность, — напомнил на специально созванном брифинге руководитель концертной организации Алексей Фомин. — Удачное это было решение или не очень, судить не берусь, но, как музыкант с академическим образованием, могу сказать, что в последние годы у «Италмаса» возникали творческие проблемы. Ансамблю явно не хватало развития, может быть, финансовых возможностей. В этом отношении у филармонии есть больше возможностей для развития именно академического коллектива, тем более что мы давно работаем под одной крышей. В сложные времена необходимо объединяться. Нацеливаясь на сохранение академичности в творчестве, мы прекрасно понимаем, что шедевры академического искусства должны создаваться в комфортных условиях. Поэтому ансамблю выделен транспорт, сделан ремонт в балетном классе, продолжается ремонт хорового класса и в ближайшее время появятся душевые кабины. Суммируя все сказанное, я убежден, что решение министра  культуры и туризма республики Владимира Соловьева вернуть ансамбль в филармонию было абсолютно правильным.

Возвращенное «золото»

В апреле этого года «ДЕНЬ.org» подробно рассказывал о природе конфликта прежнего руководства «Италмаса» и сторонников возвращения ансамбля в филармоническое «лоно».

Анатолий Мамонтов. Фото: gorodfm.netТогда наиболее острый сюжет был «закручен» вокруг запрета, который в знак протеста против присоединения «Италмаса» к филармонии уважаемый Анатолий Мамонтов наложил на исполнение более чем полусотни номеров из золотого фонда, включая знаменитый во всем мире «Танец с колокольчиками».

Министр культуры и туризма Удмуртии Владимир Соловьев не любит «пороть горячку» и поэтому принял верное и беспристрастное «решение по «Италмасу». Фото:  Александр Поскребышев Причем, как предполагали приверженцы решения регионального Минкульта, этот запрет многолетний художественный руководитель ансамбля сделал под влиянием сына — Константина Анатольевича, чей контракт в качестве директора  «Италмаса» истек еще в феврале 2016 года и не был продлен главой культурного ведомства.

— Сегодня многие произведения из золотого фонда, и в том числе «Танец с колокольчиками», возвращены в репертуар ансамбля, — заверил Алексей Фомин. — После подготовки и проведения концерта, посвященного предстоящему юбилею ансамбля (27 октября в ДК «Аксион. — Прим. авт.), мы продолжим работу по возвращению номеров и львиную долю вернем в течение стартующего концертного сезона.

Как раз на примере «Танца с колокольчиками» можно увидеть всю спорность конфликтного прецедента по авторским правам на «произведение искусства».

Известно, что этот танец, ставший впоследствии настоящей легендой «Италмаса», был создан балетмейстером Бондаревым и баянистом Тиуновым в 1955 году, а Анатолий Мамонтов пришел в коллектив семь лет спустя.

Но Бондарев и Тиунов оказались «забыты» историей, как и то, что музыкой средней части танца стала песенная мелодия, написанная Германом Корепановым.

Фото: vk.com/officialitalmas— «Танец с колокольчиками» был создан в альянсе творческих сил, и считаю, что не совсем верно запрещать его исполнение. В дальнейшем мы продолжим начатую работу и вспомним всех создателей других легендарных произведений «Италмаса». Особо отмечу и то, что права Анатолия Васильевича Мамонтова распространяются на аранжировки народных тем. При этом никто и ничто не мешает делать другие авторские интерпретации и обработки этих тем, — говорит директор Удмуртской филармонии и подчеркивает: — В то же время никто никогда не забудет о том, какой огромный вклад Анатолий Васильевич внес в «Италмас», так же как и о том, что ансамблю была оказана колоссальная государственная поддержка… И еще! 30 октября в Доме инвалидов, где сейчас находится Анатолий Васильевич Мамонтов, ансамбль даст концерт. А на юбилейный концерт 27 октября мы пригласим всех ветеранов ансамбля. «Италмас» своих не бросает!

Плавная эволюция и «Пятницкий» как образец

— Если вспомнить историю, то «Италмас» был создан для сохранения, развития и популяризации удмуртской культуры и искусства, — продолжает Алексей Фомин и акцентирует, что традиции, заложенные Анатолием Мамонтовым и ветеранами ансамбля, будут сохранены: — Мы возьмем их за основу и разовьем. Революции никто не делает. Это будет плавная эволюция.

Фото: vk.com/officialitalmasПо силе сценического воздействия на публику масштабный удмуртский ансамбль (в штатном расписании которого занята сотня артистов) можно сравнить с великими коллективами России.

Прежде всего, с хором имени Митрофана Пятницкого.

— «Италмас» был, остается и будет великой силой, а хор Пятницкого с его худруком Александрой Андреевной Пермяковой во многом являются для нас примером и ориентиром, — отреагировал директор филармонии на сравнение обозревателя «ДЕНЬ.org».

Подтверждением хорошей формы ансамбля стал V фестиваль «Финно-Угрия», состоявший в августе в Республике Коми.

— На фестивале нам было важно и одновременно отрадно убедиться в том, что в отличие от многих своих коллег «Италмас» сохранил национальный колорит. К сожалению, многие коллективы перешли на исполнение шлягерного репертуара, как я называю — «ты-дыщ-ты-дыщ», и теперь попросту «бомбят залы», — признался Алексей Фомин и заодно сообщил, что ансамбль вошел в Союз народных профессиональных коллективов России: — Это отличная площадка для творческого общения хоров и ансамблей, чего не хватало «Италмасу» в прежние годы. На этой площадке мы можем показать свои успехи и порадоваться за успехи коллег.

Фото: vk.com/officialitalmas— Мы не стоим на месте, а ищем репертуар, — к разговору подключился новый художественный руководитель «Италмаса» Семен Байкузин. — С приходом новых артистов меняется звучание хора и танцевальной группы. Сейчас в ней танцуют уже десять пар, и старожилы утверждают, что подобного количества танцоров не было очень давно.

— В оркестре нашего ансамбля почти полтора десятка музыкантов — это солидная оркестровая группа, — дополнил главный дирижер Марсель Мухаметшин.

Напомним, что главным балетмейстером «Италмаса» стала Анжела Иловайская, а Петр Овчинников возглавил детскую школу-студию имени Леоноры Мамонтовой, где сегодня 126 учеников делают «первые шаги» к большой сцене.

Еще год назад господин Овчинников работал в Австралии, но, вернувшись на родину, получил приглашение готовить способный резерв.

Фото: vk.com/officialitalmas— В школе-студии сформирована профессиональная команда педагогов, и за основу в подготовке детей мы взяли классическую программу Академии русского балета, программу народного сценического танца, уже ввели новый предмет «Актерское мастерство». Кроме этого, сейчас мы составляем программу по удмуртскому танцу с использованием методических указаний, — рассказал Петр Овчинников и не исключил возможность для маленьких экспериментов в области современных танцев.

— Алексей Юрьевич, как вы будете позиционировать свою роль: намерены не вмешиваться в творческий процесс новых людей в «Италмасе» или позволите себе вносить коррективы? — в завершение брифинга полюбопытствовал репортер «ДЕНЬ.org».

— Скажу честно, не вмешиваться мне не позволит мое образование, — улыбнулся господин Фомин. — Мои учителя вложили в меня понимание того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». При этом я доверяю нашим профессионалам и мне очень хотелось бы выстраивать диалог в творчестве. Никакого давления и диктата с моей стороны не будет. В условиях тиранизма творчество не рождается. Однако если я увижу и услышу, что это будет «плохо», то обязательно выскажу свое мнение.

Концертная «перезагрузка»: три камерных и три больших в сезоне

В ансамбле «Италмас» произошла «перезагрузка» не только творческих сил, но и администрации. Фото:  Александр Поскребышев В новом сезоне «Италмас» впервые войдет в абонементный режим работы, который давно стал сущностью регулярной концертной жизни филармонии.

Раньше ансамбль всегда представлял на сцене большой концертный массив. Но в наступающем сезоне «Италмас» предстанет в другом творческом ракурсе — в камерном «параде» солистов из вокальной и танцевальной групп и оркестровых номеров.

В формате абонемента поклонники ансамбля увидят на филармонической сцене три камерных концерта (25 ноября — «Для вас с любовью», 25 февраля — «Удмуртская масленица» и 25 апреля — «Новая жизнь») и три больших «боевика».

Первым из них будет октябрьский концерт-посвящение к 80-летию «Италмаса», где выступят не только юбиляры, но их друзья из Республики Коми, Карелии и Карачаево-Черкесии.