Проверка закончена. ФСБ не проверяла расходы избирательного фонда Главы УР, а только интересовалась

Управление ФСБ по УР окончательно открестилось от каких-либо претензий в адрес организаторов выборной кампании Александра Соловьева, избранного 14 сентября 2014 года Главой УР. Активные обсуждения в кулуарах правительства тех серьёзных проблем, которые якобы возникли у курировавших выборные вопросы руководителя Администрации Главы и Правительства УР Андрея Гальцина и его заместителя Сергея Сабурова, похоже, больше не актуальны.

Подъём Александра Соловьёва на вершину власти в Удмуртии обошёлся в 29,5 млн. рублей. Такая сумма поступила в виде пожертвований в избирательный фонд кандидата на прошедших в сентябре 2014 года республиканских выборах

Никакой официальной проверки не было, самое большее -  правоохранители только интересовались данным вопросом. Обстоятельства этого интереса, о котором уже писал «Д»  начинают потихоньку забываться. Чтобы подвести черту под этой историей, пришлось обратиться туда, куда правоохранительные органы должны были прийти в первую очередь - в ЦИК УР.

В случае серьезных намерений со стороны правоохранителей однозначно была бы произведена выемка финансового отчёта со всеми приложениями, который хранится в Центральной избирательной комиссии УР. Однако в ЦИК УР о проверках УФСБ по УР совсем ничего не слышали.  Узнали же, по словам членов избиркома, лишь накануне выхода этой публикации от корреспондента «Д». Сами новости о «расхищении фонда» вызвали в ЦИК УР только ошеломление и даже смех.

- Да вы что?! – удивилась в разговоре по телефону с корреспондентом «Д» заместитель председателя Центральной избирательной комиссии УР Надежда Глухова. – Я совсем не в курсе этой ситуации. В первый раз слышу. У нас вопросов и сомнений по поводу расходования средств из фонда Соловьева не возникло: ни во время выборов, ни, тем более, сейчас, когда уже столько времени прошло. Нарушения на выборах – это гласные моменты и по закону все они должны быть доведены до сведения избирателей. Если бы что-то, о чем вы говорите, и было зафиксировано, мы бы были обязаны сообщить, – прокомментировала она. 

Правоохранителям не представляет труда выяснить все обстоятельства выборной кампании, что называется из первоисточника. На фото: Министр внутренних дел УР Александр Первухин, председатель ЦИК УР Виктор Кушко (в средине) и Руководитель СУ СК России по УР Владимир НикешкинВ разговоре с другим представителем избиркома - секретарем ЦИК УР Олегом Пыреговым также стало понятно, что ему ничего не известно о  проверке ФСБ. Новость он встретил с улыбкой и даже стал вслух уточнять о предмете всеобщих обсуждений:

- Это как такое могло быть? Не открытое же хищение?!  Я имею в виду, что на улице там отобрали деньги или из кассы с угрозами вытащили. Надо думать, что речь о чем-то другом? – задал он риторический вопрос. – Наверное, о том, что кто-то, якобы, выводил деньги и пользовался ими не по предназначению или завышал фактическую цену на расходы? Вообще, это же дело органов. Проверить возможность хищения из фондов - это же пара пустяков! – отметил он. – Они не проверили? – снова спросил он меня, на что я ответила, что хотела это узнать у него. 

В итоге Олег Юрьевич резюмировал, что на уровне разговоров эта тема в ЦИК не обсуждалась, на аппаратных совещаниях такой вопрос тоже не поднимался, по финансовым отчетам кандидатов претензий никаких не возникало, контрольно-ревизионная служба проверок не проводила, в органы они тоже не обращалась.

«Иначе я бы уж был поставлен в известность», - сказал он.

Столь нехитрая озадаченность первых лиц коллегии Центризбиркома Удмуртии сомнений не оставила - до Избиркома с проверкой не дошли.

Если бы разговоры о хищениях из избирательного фонда Соловьева имели перспективу громкого дела, дошедшего до суда, человеком, с которого был бы самый большой спрос - стал бы финансовый уполномоченный. У Александра Васильевича их было аж девять. 19 июня вышло два разных постановления о регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата Соловьева Александра Васильевича.

Первым восьмерым представителям удостоверения выдали на очень опосредованный круг полномочий. Доверенность им была выписана только на право сбора подписей депутатов для прохождения так называемого муниципального фильтра и на заверение их у нотариуса.

Более широкие функции были у основного финансового уполномоченного - Октябрины Марковой,  поясняют в Избиркоме.  По доверенности она имела право на 12 направлений деятельности, которые указывают на то, что она фактически осуществляла всю финансовую деятельность в фонде Соловьева. Распределения средств по  избирательному счету кандидата в полном объеме должны были проходить под ее контролем и заверениями.

Финансовые уполномоченные, как оказалось,  в прошлом коллеги Александра Васильевича по партийной деятельности в региональном отделении «Единой России».

Октябрина Александровна, например, долгое время была и остается главным бухгалтером исполкома партии. Выборной деятельностью она занимается не первый год, провела не одну кампанию. Уполномоченным представителем избирательного объединения партии «Единая Россия» по финансовым вопросам она выступала, например, на выборах в Госдуму в 2011 году.

Октябрина Маркова могла бы детально пояснить, что именно могло заинтересовать сотрудников ФСБ, но разговор с ней по телефону состоялся короткий. Судя по тону, женщина в курсе проводившихся проверок. Тем не менее, на вопросы корреспондента «Д» она отвечать отказывается.

- Я на эту тему не разговариваю, - решительно заявила Октябрина Маркова и сразу же повесила трубку.

Руководитель Администрации Главы и Правительства УР Андрей Гальцин недолго ходил под подозрением. Претензий по поводу расходования средств избирательного фонда кандидата Соловьёва к нему не было и не будетМожно было бы кивать на тандем руководителя администрации Главы и Правительства Удмуртии Андрея Гальцина и его заместителя, начальника управления по внутренней политике Сергея Сабурова, которые так или иначе основательно влияли на выстраивание стратегии и тактики выборной кампании, прямо связанной с формированием и расходованием фонда. Но и в этом случае, как считают в ЦИК УР, не могло произойти коррупционных сбоев, так как все расценки официально декларируются еще до начала выборов.

Согласно финансовому отчету, всего в избирательный фонд кандидата на должность Главы Удмуртии Александра Васильевича Соловьева с 25 июня поступило 29,55 млн. рублей. Из них: 50 тыс. рублей - собственные средства кандидата, 6 млн. рублей - от выдвинувшего его избирательного объединения, больше всего средств поступило в качестве добровольных пожертвований юридических лиц - 23,5 млн. рублей. 

Из этих средств больше всего денег было потрачено на оплату работ (услуг) по договорам - 10,74 млн. рублей; на выпуск и распространение печатных и иных агитационных материалов  - 8,68 миллионов; на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера - 3,8 млн. рублей. На предвыборную агитацию через редакции периодических печатных изданий было израсходовано 1,08 млн. рублей, на организацию сбора подписей муниципальных депутатов - 126,41 тыс. рублей, на проведение публичных массовых мероприятий - 97,82 тыс. рублей, на оплату иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной компании - 9,95 тыс. рублей. Могла ли часть этих средств быть выведена из фонда, но не потрачена на обозначенные цели? Теоретически - да. Но конкретных фактов правоохранители, очевидно, так и не выявили. Проверка, если она все же была, исчерпана. Но один вопрос все же остался: кто и зачем затеял эту, пусть неофициально, но имевшую место историю с избирательным фондом?  

Ответ из УФСБ по УР на информационный запрос редакции с просьбой сообщить о проверке избирательного фонда кандидата в Главы УР оказался коротким