Созвучные слова «банк» и «банкрот» становятся почти что синонимами. Причем нагрузка на Агентство по страхованию вкладов все растет — «лопаются» банки, активно привлекавшие средства населения. На днях отозвана лицензия у «АйМаниБанка», до недавнего времени довольно активно присутствовавшего на рынке автокредитования Удмуртии в сегменте подержанных автомобилей.
Уже в первой половине дня 5 октября, в день публикации приказа мегарегулятора об отзыве лицензии, в ижевском офисе «АйМаниБанка» было вывешено объявление о прекращении работы. Внутри активно трудились специалисты временной администрации от Банка России. Оперативно прибыли, правда такая оперативность вряд ли уже кому-то будет полезна — на момент отзыва лицензии банкиры, как правило, уже вполне готовы к приходу временной администрации. Поэтому Банк России вместо профилактики и «лечения» кредитных организаций обычно просто констатирует «смерть».
Попросились сами
Уже в конце июня портал banks.is опубликовал предостережение для вкладчиков о предстоящем банкротстве «АйМаниБанка», основываясь на данных о низком качестве портфеля автокредитов на его балансе. В конце сентября стало известно о том, что запланированное на 19 октября внеочередное собрание участников будет посвящено ликвидации кредитной организации. Ровно за месяц до запланированного собрания банк начал выдавать вклады только по предварительной записи за три рабочих дня.
«С начала лета не работаем с ними, — сообщила мне кредитный менеджер одного из крупных ижевских автосалонов. — Сказали, что лимиты закончились».
В другом автосалоне информацию подтвердили: «Пару месяцев назад прекратили выдавать автокредиты».
Поскольку автокредитование было основным бизнесом «АйМаниБанка», то получается, что размещение денежных средств фактически было прекращено уже довольно давно.
Несмотря на то что ижевский офис прекратил операции с клиентами и вывесил соответствующее объявление, дверь туда оказалась открытой и мне удалось оказаться внутри. Там, в довольно тесном, около 20 квадратных метров пространстве, разделенном на отдельные рабочие зоны какими-то совершенно неофисными портьерами с игривым ламбрекеном (они хорошо видны на фото), собрались, вероятно, все сотрудники ижевского офиса и присоединившиеся к ним специалисты временной администрации Банка России.
Представители мегарегулятора, естественно, отказались ответить на мой вопрос о том, много ли «АйМаниБанк» собрал в Удмуртии вкладов на сумму свыше 1,4 млн рублей. Именно в пределах этих цифр возврат гарантирован государством. Руководитель офиса, однако, оказалась более общительной: «Люди уже умные стали». Более точную информацию узнать не удалось, но то, с какой уверенностью это было сказано, позволяет предположить, что, действительно, наученные горьким опытом ижевчане не рискуют открывать вклады свыше гарантированной суммы, несмотря на весьма привлекательные ставки.
Народная тропа
В офисе «АйМаниБанка» я пробыл пару минут, еще пару минут провел у дверей, изучая на стене доску «Информация», и за это время туда подходили трое взволнованных клиентов. Первые — молодые супруги-вкладчики. Как удалось выяснить, сумма их вклада не превышает 1,4 млн рублей, тем не менее они были очень раздосадованы. Такая реакция вполне понятна. Непонятно, почему процедура вступления в права временной администрации проходит в закрытой обстановке. Если в офисе уже расположились сотрудники Банка России, они могли хотя бы рядом с объявлением о том, что банк не работает, вывесить информацию о порядке дальнейшей работы с вкладчиками.
Могли бы, кстати, не блокировать банковский сайт, на который еще утром можно было попасть совершенно свободно, а к обеду осталась только информация для клиентов об отзыве лицензии и назначении временной администрации со ссылками на соответствующие приказы Банка России. Разместили бы, например, сообщение Агентства по страхованию вкладов (АСВ), в котором сказано о том, что выплаты вкладчикам начнутся не позднее 19 октября, а о месте, времени и форме выплат будет сообщено отдельно. Тут включается чисто чиновничья логика — раз уж сообщать о выплатах должно АСВ, то сотрудники Центробанка, даже находясь в офисе, куда ломятся взбудораженные клиенты, не станут ничего объяснять и никого успокаивать.
Следом за молодым семейством подошла пожилая женщина, взявшая в «АйМаниБанке» через одного из его партнеров, частную медицинскую компанию, кредит на лечение, причем совсем недавно. У нее наступил день первого платежа, ежемесячное погашение кредита, как ей сообщили, без комиссии можно провести только в офисе банка, а он не работает. На следующий день она выходит на просрочку — представляете, каково пожилому человеку оказаться в роли неплательщика?
Хуже всего, конечно, крупным вкладчикам, особенно таким, у кого это единственные сбережения, отложенные, например, на квартиру подрастающему ребенку. Хочется надеяться, что в Удмуртии таких немного. Начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий подсчитал для «Эксперта», что выплаты АСВ в целом по стране могут составить 19,6 млрд рублей из 21,8 млрд рублей общей суммы вкладов населения и индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября этого года согласно опубликованной на сайте Банка России оборотной бухгалтерской ведомости «АйМаниБанка». Остается разница 2,2 млрд рублей — вкладчиков ждут внушительные потери.
Суммы, не компенсированные страховкой, будут погашаться в ходе ликвидации банка в составе требований кредиторов первой очереди, сообщает АСВ. Итак, что же, согласно открытым данным с сайта Банка России на 1 сентября, имеется на балансе «АйМаниБанка»? Крупнейшие позиции в активах банка: средства на корреспондентских счетах на сумму 9 млрд рублей, 207,5 млн рублей средств в кассе офисов, 2,27 млрд рублей кредитов на срок более 3 лет и вложения в приобретенные права требования по чужим кредитам на сумму аж 11,6 млрд рублей. Солидные, казалось бы, активы, и просроченная задолженность по собственным кредитам не вызывает ужаса — что-то около 300 млн рублей. Однако портал banks.is упоминал, что основная просрочка сложилась как раз по приобретенным правам требования (до 37%). Проверить эти цифры не берусь, так как в отличие от просроченной задолженности по собственным кредитам, учитываемой на отдельных счетах, эта просрочка, согласно банковским правилам, учитывается на тех же балансовых счетах в общей сумме задолженности.
Будем следить за тем, с какими потерями клиенты весьма активного некогда «АйМаниБанка» выйдут из процесса его ликвидации, а самое главное — за тем, который из банков следующим окажется в «Книге памяти», которую портал banki.ru едва успевает пополнять.