Полная версия Мобильная версия

Победить себя. Чемпион мира по паравелоспорту ижевчанин Арслан Гильмутдинов о самом важном в жизни

K 4158
J
Надежда Рысьева

Арслан Гильмутдинов из Ижевска — многократный чемпион России по паравелоспорту, призер кубков мира в Испании, Канаде, Италии, Германии. 30 июля он стал первым гонщиком в истории паравелоспорта России, поднявшимся на высшую ступень пьедестала почета в этой дисциплине на планетарной арене. Стремиться к счастью, не соглашаясь на компромиссы, будучи при этом невероятно сильным духом и удивительно честным с самим собой, — не единственное, за что можно уважать нашего героя. «День.org» узнал, почему индивидуальная гонка воспринимается острее, чем массовая, какие эмоции испытывает чемпион мира на пьедестале почета и чего стоит победа над самим собой.

Фото из личного архива Арслана Гильмутдинова

— Что значит лично для вас это «золото» на чемпионате мира?

— Дорога к «золоту» была не из простых, потому как я шел к нему практически пять лет. Сложнее всего было на тренировках и во время награждения соперников, когда спортсмены выходили на пьедестал почета. В то время я приезжал просто в десятке, зарабатывая рейтинговые очки, чтобы попасть на Паралимпиаду в Лондон 2012 года. Казалось, все так красиво у них складывается, а меня будто преследовали неудачи. Но я упертый. Знал, что могу. В 2013 году мне сделали операцию на правую ногу, которая не совсем зажила после травмы. Операция прошла успешно, и теперь я смог направить на нее большую нагрузку. Потихоньку начал появляться результат, который и привел меня к победе на чемпионате мира в Швейцарии.

— Сейчас вы не просто набираете рейтинговые очки, на вас равняются спортсмены. Каков он, вкус побед?

Фото из личного архива Арслана Гильмутдинова— Когда финишировал и понимаешь, что вот оно, ты первый, у тебя все получается, и, главное, без какого-либо негатива, знаете, мурашки по телу. Когда я финишировал на чемпионате мира, было сложно понять, кто занял призовые места. Свою победу я почувствовал, когда уже вышел на пьедестал, прозвучали первые ноты гимна и высоко в воздухе реял российский флаг. Смотря в небо, я благодарил Господа за то, что мне дан уникальный шанс. Те, кто смотрел гонку, говорили, что я ехал с такой скоростью, будто летел. Мой тренер повторял то же самое, показывая на видео, как мои соперники крутят педали, ломая передачу, и как я в то же время без особых усилий двигаюсь вперед. Да, мне было очень сложно на тренировках, месяц мы сидели в горах. Но день гонки (девятый-десятый после того, как спустились с гор) стал пиком моего спортивного состояния.

— Как можно описать эмоции на самой первой гонке?

— Это была осень 2010-го, город Орёл. Слава богу, что не было дождя, но было пасмурно. Эмоции, знаете, зашкаливали. Особенно на разделке, когда ты остаешься один на один с ветром, сопротивлением, дорогой. Массовый старт отнимает чувство единения с самим собой. Двигаясь плечом к плечу с соперниками, обращаешь внимание на мелочи, поначалу с трудом концентрируясь на себе. В индивидуальной гонке вкус победы слаще. Скорость, ветер, невероятной красоты природный ландшафт, уверенность в собственных силах, драйв. Важна не просто победа над соперниками как таковая, ярче и острее воспринимается победа над самим собой — страхами, сомнением, идиотством, если хотите. Последние километры создают ощущение полета огромной силы. Это стоит почувствовать.

— Ежедневные многочасовые тренировки вам в удовольствие? Или все-таки это каждодневные усилия над собой?

— Я испытываю огромное удовольствие от велосипеда. В обычной жизни хожу на костылях, иногда какие-то неудобства возникают. Когда сажусь на велосипед, я как рыба в воде. Еду и получаю от этого ощущение свободы. Вообще, жизнь так устроена, что вряд ли стоит заниматься тем, что тебе не по душе. Конечно, у меня, как и у любого другого спортсмена, бывают моменты, когда очень тяжело. Но зато как легко и приятно, когда выходишь на пьедестал. Я уже давно взял этот темп, который не дает расслабляться и хандрить. Нужно выкладываться и радоваться тому, что с тобой происходит. В старости, будучи дедушками, бабушками, мы начнем вспоминать нашу жизнь, путешествуя по закоулкам памяти. Думаю, что от этих воспоминаний должно быть приятно.

— Интересно, а как готовятся в сборной России по паравелоспорту к гонкам?

Фото из личного архива Арслана Гильмутдинова— Все довольно строго. Будь ты в России, в Америке или Германии, неважно, на тренировку выезжаем в десять часов. Если раньше мы считали километры, то сейчас тренируемся как профессионалы, объем идет почасовой. То есть, грубо говоря, за час можно проехать и тридцать, и сорок километров в зависимости от ветра, рельефа, качества дорог. Как только я приехал в Ижевск после ЧМ, сразу же выехал на шоссе, чтобы разогнать кровь. У нас, спортсменов, организм все равно немножко по-другому работает, чем у тех, кто переносит небольшие физические нагрузки. В принципе, сейчас особых нагрузок нет, если сравнивать все это с подготовкой к ЧМ.

— Наверное, в стремлении к победам важна не только физическая готовность. Важна и поддержка окружающих. Чувствуете ли вы ее?

— Я благодарен Министерству спорта России за то, что верят, вкладывают в нас, доверяют представлять страну на международных соревнованиях. Наши победы были бы невозможны без кропотливой работы, выполняемой тренерским составом, механиком, массажистом. Результат, как и в жизни вообще, складывается из мелочей. Мы же сами знаем, что если ты выпадаешь из ритма, то судьба может повернуться совершенно иначе. Спортсмен должен сам максимально ответственно подходить к гонке, полностью проверяя свой инвентарь. Если брать меня, то до того, как заняться профессиональным спортом, я ремонтировал велосипеды. Хобби давало еще и некоторую финансовую стабильность. Теперь этот навык обеспечивает мою внутреннюю уверенность на гонках.

Фото из личного архива Арслана Гильмутдинова— Многие спортсмены говорят, что в начале пути мало кто в них верил. Были ли те, кто сомневался насчет вас, и как вы относились к подобным разговорам?

— Меня знают в протезно-ортопедическом предприятии. Они всегда смотрели с недопонимаем, типа что за «странный мужчина, который всюду ездит на велосипеде». Ну а когда услышали о моих профессиональных занятиях спортом, были очень удивлены. Знаете, нельзя делать то, что хотят видеть от тебя другие. Если начнешь прислушиваться к каждому человеку, то не знаю — можно с ума сойти, наверное. Я считаю, что я могу, и если я могу, я буду делать. В обычной жизни я стараюсь делать все сам за себя. Да, я там буду ковылять на своих протезах, костылях, но сделаю. Я такой же, как все.

— Что бы вы назвали ключевым моментом своей жизни?

— Ключевым моментом в жизни я могу назвать тот период, когда я стал инвалидом. То есть переродился. Именно тогда мне был дан второй шанс находиться на земле и быть живым. Ну да, я хожу на костылях, мое тело немного покорябано, но я продолжаю жить и ценить каждое мгновение. Я всегда с удовольствием общаюсь с людьми, а с теми, кому нужна моя помощь, в особенности. В этом плане я всегда открыт. Для меня очень ценно, если у человека, с которым мы пообщались, что-то изменится в лучшую сторону. Некоторые, допустим, стесняются ходить на «костях», видя взгляды людей. И, знаете, я очень рад, когда некоторые из моих знакомых раскрепощаются в этом плане и начинают жить полноценной жизнью обычного человека. Если у кого-то в головах сидит искаженное представление о людях с ограниченными возможностями, то уж, извините, подстраиваться под этот образ никто не должен. Это у вас в головах.

Фото из личного архива Арслана Гильмутдинова— Комфортабелен ли Ижевск людям с ограниченными возможностями?

— В Европе с воспитанием как-то получше. Но нельзя говорить, что у нас в стране все невоспитанные. Мы развиваемся, и это неотъемлемый процесс социальной жизни любого общества. Просто иногда здесь сталкиваешься с ситуацией, которая поражает. Например, сегодня мы ездили в зоопарк. Конечно, все места на парковке, в том числе инвалидные, заняты. Ни на одной машине, конечно, я не увидел знака, говорящего об инвалидности человека. Я попросил человека отогнать машину, он немного покочевряжился, но в итоге отъехал, поглядывая в мою сторону. Думаю, что, когда я вышел из машины на костылях, вопросов у него не осталось. У нас редко задумываются о том, что может приехать человек, которому действительно нужно это место. Считают, что в Ижевске нет инвалидов, хотя людей с ограниченными возможностями, ездящих за рулем, много. В принципе, с количеством подобных парковок проблем нет, сама культура водителей хромает. Надеюсь, что в скором времени ситуация изменится к лучшему.

Фото из личного архива Арслана Гильмутдинова— Если сейчас какой-нибудь мальчик попросит у вас совета, стоит ли стремиться к победам в спорте, что ответите?

— Мой сын знает ответ на этот вопрос. Мне по утрам иногда бывает очень тяжело вставать. Мозоль какая-нибудь вылезет на протезе, пересиливаешь себя и идешь на тренировку. Дети это все видят, понимают, что сдаваться нельзя. Победа и чувство достижения цели стоят того.

— Есть ли правила, которых вы придерживаетесь в любой ситуации?

— Обязательно нужно быть счастливым здесь и сейчас. Я, например, не ищу чего-то сверхъестественного. Вижу своих детей, обнимаю их, радуюсь улыбке мамы, счастлив от того, что у меня прекрасная жена. Надо научиться проживать мелочи, вовремя осознавая их. Это моя внутренняя философия, которая начала формироваться еще в детстве. Соответственно ей я стараюсь слышать свой внутренний голос и прислушиваться к ощущениям. Они всегда понимают больше. В те самые моменты, когда ты не ждешь и, шагая против ветра, побеждаешь себя, случается то самое удивительное. А еще нужно быть терпеливым. Потерпи немного, потренируйся, убери недочеты и увидишь, что через некоторое время на желаемом пьедестале окажешься ты.


Читайте также