Полная версия Мобильная версия

Временный дом. Через социальные гостиницы в Удмуртии с начала года прошли более 130 бродяг

K 3080
J
Владислав Мымрин

С наступлением холодов бездомным приходится особенно несладко: спать в такую погоду на улице равносильно самоубийству. Для того чтобы помочь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в Удмуртии были открыты три социальные гостиницы. О том, как туда попадают, как живут и что потом становится с людьми без определенного места жительства, нам рассказали в одном из таких учреждений.

Фото: ©День.orgКогда входишь внутрь, создается какое-то неоднозначное впечатление: с одной стороны, ощущение какого-то определенного спокойствия и тепла, с другой — как ни крути, место это суетливое и людное.

За чашкой чая директор этого заведения Ильяс Ибрагимов рассказал о том, как люди попадают к ним: «К нам приходят всегда добровольно. Человек заходит внутрь, говорит, что хочет пожить здесь, администратор знакомит с правилами проживания, и, если тот согласен с ними, он переходит ко всем дальнейшим процедурам».

Фото: ©День.orgДля начала пришедший проходит первичный медицинский осмотр, затем идет в душ, там же подвергается санитарной обработке, затем проводится еще один осмотр. После этих процедур он отправляется в изолятор, где находится до подробного медосмотра, который покажет, может ли человек жить в окружении других. Если нет — его отправляют в больницу, если да — в комнату к другим проживающим. Всего в гостинице три комнаты — две рассчитаны на четверых, одна — на двенадцать человек.

Все помещение для проживающих напоминает чем-то санаторий или больницу. Живущие мирно прогуливаются по коридору или лежат у себя в комнате на кровати. Также для них есть телевизор, библиотека, холодильники и кухня, где они могут приготовить себе еду.

Фото: ©День.orgПо словам Валерия, одного из жителей этого заведения, с социальной гостиницей очень часто связываются из мест лишения свободы. Таким же образом сюда попал и он сам. «Раньше я работал на станке, но связался с плохой компанией и, скажем так, встал на скользкий путь. Сел в тюрьму, а когда срок закончился, меня направили сюда, потому что мне просто некуда было идти. Сейчас я не хочу возращаться к прежней жизни. Уже реабилитировался, пытаюсь найти работу, что с моим здоровьем непросто, мне все-таки уже 50 лет», — говорит он. Валерию уже восстановили все документы и сейчас помогают с поиском профессии. Совсем скоро он покинет свое временное жилище и начнет новую жизнь.

Максимально проживающий может находиться на территории этого учреждения шесть месяцев. За это время ему должны восстановить утерянный паспорт, оказать всю необходимую медицинскую, психологическую и юридическую помощь, а также посодействовать с трудоустройством. При необходимости человеку помогут оформить инвалидность и пенсию.

Фото: ©День.orgНа вопрос о дисциплине директор отвечает: «Любой, кто пришел сюда, уже согласился с правилами внутреннего распорядка. Нарушив их, он может покинуть нас в тот же момент. А теперь представьте себе: если раньше человек был на улице или в лучшем случае в каком-нибудь подвале, то здесь он живет в хороших условиях. Захочется ли ему отсюда обратно?»

И в самом деле, условия, в которых живут подопечные, вполне приличные. Если не знать, где находишься, то можно подумать, что это обычное общежитие. Кровати с чистым постельным бельем, тумбочки, аккуратно поклеенные обои, чистые и ухоженные комнаты. Было бы странно, если бы кто-то из постояльцев захотел сменить такое жилье на прежний образ жизни.

Проблема заключается совсем в обратном. Пока не освободится изолятор (а он одноместный), администрация не имеет права принять еще кого-то, поэтому иногда пришедшему отказывают в проживании. Да и вообще мест здесь не так уж и много — всего двадцать. Сейчас Министерством социальной, семейной и демографической политики Удмуртии рассматривается вопрос об увеличении количества койко-мест в подобных учреждениях.

Фото: ©День.orgК этой проблеме подключились и негосударственные институты. Например, 2 ноября запущен проект Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ «Теплый кров». В рамках проекта в ноябре — декабре этого года в пункте временного размещения бездомных людей их будут обеспечивать горячей пищей и одеждой, оказывать доврачебную помощь и предоставлять возможность ресоциализации. Он открылся в Ижевске на ул. Телегина, 54а, у церкви Успения Божьей Матери. Создавая этот пункт, его организаторы надеялись на то, что общество изменит свое видение данной проблемы и начнет помогать таким людям.

Фото: ©День.orgВ настоящее время социальные гостиницы существуют также в Глазове и Воткинске. За 9 месяцев 2015 года три таких приютах оказали помощь 134 бездомным. Однако оценить эффективность работы социальной гостиницы в полной мере трудно — судьбы тех, кто вышел отсюда и решил начать новую жизнь, не отслеживаются. Действительно ли люди начинают новую жизнь или возвращаются к бродяжничеству, остается лишь гадать. Единственное, что известно о тех, кто вышел из стен этого учреждения, — повторно туда никто не возвращался.


Читайте также