Полная версия Мобильная версия

Дистиллированный «развод». Жителей Ижевска атакуют продавцы фильтров для питьевой воды

K 4978
J
Тамара Первакова, Жанна Ситникова

«В рамках федеральной программы мы проводим мониторинг качества питьевой воды. Когда вам будет удобно пообщаться со специалистом?» Думаю, что в Ижевске не осталось абонента сотовой связи, которому еще не звонили «проверяющие», на самом деле являющиеся представителями компании по продаже фильтров. От результатов их мониторинга, честно сказать, волосы встают дыбом. Но страх за здоровье растворяется в подозрительности, когда подобные визитеры не могут вспомнить, по какой такой федеральной программе проводится проверка.

Фото: ©«День.org»

Как в воду глядел

Так получилось, что предложение проверить качество питьевой воды поступило и в «ДЕНЬ.org». Редакция назначила звонившему дату и время, и в указанный час пришел молодой человек по имени Игорь, с порога потребовавший проводить его на кухню. Он был решительно настроен исполнить свою миссию, хоть и заподозрил что-то неладное. Игорь поинтересовался, кто находится в помещении, отзвонился «руководству», сообщив, что его тепло приняли, и с энтузиазмом приступил к анкетированию. Вопросы оказались довольно примитивными: об удовлетворенности качеством питьевой воды и о наших познаниях в сохранении здоровья. Разговор сопровождался иллюстрациями прогнивших водопроводных труб, грязь из которых можно лопатой выгребать.

Но самой впечатляющей оказалась практическая часть шоу. Молодой человек Фото: ©«День.org»
попросил предоставить ему водопроводную, кипяченую и бутилированную воду. В стаканчики с образцами опустил нечто напоминающее электронный градусник, под названием TDS-метр, или проще — солемер. 

«Определяет количество примесей в воде, — пояснил Игорь в предвкушении, принимая нашу чисто журналистскую заинтересованность за готовность клиента «съесть все, что будет предложено». — Не только химических, но и микробов!»

Вместе с прибором появилась таблица с разноцветными значениями: от зеленого до тревожно-красного, при этом Игорь так уверенно улыбался, словно знал, о чем нам расскажет его прибор. Что ж, в каждом стакане показания оказались далеки от нормы и, согласно представленной молодым человеком таблице, свидетельствовали о почти «смертельной опасности».

Переходя к следующей части своего представления, Игорь предупредил, что «сейчас будет самое интересное», и, как мне показалось, даже потирал руки от нетерпения, заранее зная, как мы отреагируем на результат.

В стаканчики с образцами воды он опустил другой прибор, оказавшийся электролизером. После некоторого бурления вода в емкостях буквально выпала в осадок бурого, коричневого и почти черного цвета, что опять-таки «попахивало» катастрофой для здоровья.

Фото: ©«День.org»«Вот смотрите, какую воду мы с вами пьем! Сплошная ржавчина и тяжелые металлы!» — с торжеством в голосе заключил Игорь.  

После чего предложил взглянуть на отфильтрованную воду, которую «они пьют у себя в офисе». Естественно, что все показатели оказались в норме, а электролизер никоим образом не изменил содержимое стакана.

Дистиллированная ложь

Эти опыты мы попросили прокомментировать заведующую химической лабораторией УдГУ Екатерину Батуеву. Манипуляции Игоря с водой у химика вызвали снисходительную улыбку, а от заключений молодого человека  не осталось камня на камне, так как, по словам специалиста, проведенное шоу — обычные лабораторные опыты из школьного курса химии.

«Прибор, который используют консультанты, вовсе не является специальным прибором для определения качества воды, это самый обыкновенный электролизер из школьной лаборатории, — развенчала Екатерина Батуева миф Игоря. — Два электрода, которые он опускает в стакан, бывают медными или алюминиевыми, от них по воде проходит электрический ток. Соли, которые изначально содержатся в воде, выпадают в осадок, появляются черные хлопья — это ионы алюминия или меди, из которых состоят сами электроды прибора, в процессе реакции растворяются, образуя темную муть».

Следовательно, и тяжелые металлы, которые приборы Игоря якобы обнаружили в водопроводной воде, не что иное, как обычная химическая реакция. Кстати, по словам Екатерины Батуевой, содержание веществ, которые по таблицам молодого человека представляли опасность, в нашей водопроводной воде даже меньше предельно допустимой концентрации.

«Любая водопроводная или бутилированная вода содержит соль, кальций, магний, железо, Е.Батуева. Фото: ©«День.org»нитраты, хлориды, сульфаты — это основной состав воды. Но количество этих элементов настолько мало, что точно не несет вред здоровью», — успокоила заведующая химической лабораторией.

Вода же, которую Игорь принес с собой, — обычная дистиллированная, она не содержит никаких элементов и не проводит ток, именно по этой причине электролизер не смог изменить ее цвет и состав.

Вилами на воде

Для подтверждения качества водопроводной воды мы отправили запрос в Управление Роспотребнадзора по Удмуртской Республике.

«Вода, подаваемая населению Ижевска в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения, соответствует гигиеническим нормативам, — ответили в надзорном ведомстве. — Контроль за качеством и безопасностью питьевой воды, подаваемой населению, осуществляется МУП Ижевска «Ижводоканал» в рамках производственного контроля».

При этом Роспотребнадзор указал, что в распределительной сети отмечались факты отклонений от гигиенических нормативов по цветности, мутности, содержанию железа. По каждому случаю «Ижводоканал» устанавливает возможные причины и принимает соответствующие меры.

То есть потребители получают чистую и качественную воду, но показатели напрямую зависят от санитарно-технического состояния водопроводных труб. Правда, об опасных, и уж тем более смертельно опасных, отклонениях речь не идет.

Интересно, что Игорь только после беседы и опытов сообщил, что же, собственно, он хотел сказать, и предложил приобрести фильтры по цене 80 тысяч рублей, можно даже в беспроцентную рассрочку. «Пенсионеры вообще сразу же ставят, у них же льготы», — сказал он.

Фото: ©«День.org»Памятуя о том, что, напрашиваясь на встречу с нами, консультант упоминал о некоей федеральной программе, мы поинтересовались, о чем речь. Игорь стушевался, что-то промямлил про региональную программу «Чистая вода», упомянул родники и прочее — в общем, стало ясно: «федеральная программа» здесь для красного словца.

Коли уж предложил фильтры — мы попросили документы. В ответ Игорь сразу же связался с начальством, и, поскольку на том конце провода говорили очень громко, нам удалось подслушать ответ. «Какие еще документы? — рявкнуло начальство. — Если им что-то нужно, пусть приезжают в офис!»

Узрев в наших вопросах заинтересованность, Игорь потребовал немедленно ответить, покупаем ли мы у него фильтры. Мы «попросили время на раздумья», и, разочарованный и как будто даже сразу сдувшийся, молодой человек предложил заполнить бланк, куда нужно было вписать 50 (!!!) номеров телефонов людей, которым мы рекомендуем (!!!) пообщаться с Игорем. «Должен же быть хоть какой-то результат от нашей встречи», — грустно произнес он.

Наша история закончилась тем, что через несколько дней нам позвонили и довольно-таки решительно попросили сообщить решение относительно покупки фильтров. Но на нашу резонную просьбу прислать на электронную почту копии хоть каких-то документов на оборудование ответили не менее решительным отказом.

 


Читайте также