Полная версия Мобильная версия

ОПК понадобились профессионалы. В Ижевске прошло Всероссийское совещание по кадрам для оборонки

K 3253
J
Дмитрий Манылов

На VIII Всероссийском совещании «Развитие кадрового потенциала оборонно-промышленного комплекса: федеральные программы и региональная кластерная политика», проходившем в Ижевске 10-11 ноября, собрались представители ведущих технических вузов страны, занимающихся подготовкой инженерных кадров для оборонки. Единственным докладчиком от оборонной промышленности на пленарном заседании стал генеральный директор Сарапульского радиозавода Кирилл Абдрахманов. Ему пришлось озвучивать кадровые потребности оборонки не только от имени четырех предприятий Сарапула, но и от всего российского ОПК.

Фото: © «День.org»Кресло главного федерального инспектора по УР Дмитрия Мусина пустовало, от властей Удмуртии присутствовали только руководители Минобразования и Минтруда. Логичным было бы участие представителей Министерства промышленности или крупнейших оборонных холдингов, таких как госкорпорация «Ростех» или концерн «Алмаз-Антей», которые на встрече могли бы представить заказчика, стать координаторами по связке производства с вузами.

Каким ученые видят идеального инженера-оборонщика?

Требования к нему ученые сформулировали самостоятельно. Ректор Санкт-Петербургского «Военмеха» Константин Иванов поделился своим видением того, какие специалисты нужны сегодня оборонно-промышленному комплексу. По его мнению, оборонная отрасль испытывает острую потребность в конструкторах, обладающих системными знаниями обо всем объекте, в конструировании которого они участвуют, и развитым творческим мышлением. Кроме того, сейчас очень востребованы технологи со знанием комплексных технологических процессов и, конечно, квалифицированные рабочие.Фото: кадры-опк.рф

Схожее видение и у проректора легендарного МВТУ имени Баумана Сергея Коршунова: для создания новой техники нужен инженер широкого профиля с мощнейшей базовой подготовкой и узкой специализацией. Такой специалист будет легче перестраиваться, системное образование улучшит его адаптивность. В этой связи есть серьезная тревога по поводу ликвидации специалитета из-за запуска процесса интеграции в единое европейское образовательное пространство.

Предприятия Сарапула хотят, чтобы студенты учились в родном городе

Глава Минтруда Удмуртии Надежда Губская отметила, что в республике уже на протяжении многих лет ведется работа по прогнозированию потребности в кадрах. По ее словам, проблема в том, что предприятия не всегда четко понимают свою перспективу, поэтому и планировать необходимые компетенции на несколько лет вперед бывает очень сложно. Предприятиям важно закрыть текущие проблемы с персоналом. Об этом очень эмоционально рассказал генеральный директор Сарапульского радиозавода Кирилл Абдрахманов: «Нужно создать четкую кооперацию, обучать тех, кто нужен предприятию, и решить вопрос о закреплении кадров. Когда мы из Сарапула отправляем студента в ИжГТУ, то почти наверняка теряем его. Нужно как-то стимулировать студента учиться именно в сарапульском филиале вуза. Это очень серьезная проблема для предприятий ОПК в моногородах».

По мнению ректора ИжГТУ Бориса Якимовича, в вопросе о филиалах вузов есть существенное противоречие. Федеральная программа развития образования на 2016–2020 годы предусматривает закрытие до 80% филиалов. При этом их сохранение в моногородах действительно важная задача. Тут не обойтись без поддержки местной власти и бизнеса, в первую очередь самих оборонных заводов.

Для того чтобы помочь предприятиям ОПК развивать взаимовыгодное сотрудничество с вузами, участники совещания приняли решение направить в правительство России предложение об исключении затрат, связанных с содержанием базовых кафедр вузов на предприятиях ОПК, из налогооблагаемой базы этих предприятий. Отсутствие на встрече представителей крупнейших промышленных объединений как раз свидетельствовало о том, что плотной связки образования и производства пока нет. Предприятия наверняка поддержат эту инициативу, но ее продвижение, скорее всего, останется за вузами.

Фото: © «День.org»Сегодня базовые кафедры ИжГТУ есть на трех крупнейших оборонных предприятиях Ижевска: кафедра «Системы вооружения» в концерне «Калашников», «Проектирование и технология производства приборов» на «Аксионе» и базовая кафедра технологической подготовки производства на ИЭМЗ «Купол». Проекты по совместному обучению, помимо этих предприятий, реализуются и с Воткинским заводом, «Элекондом» и Сарапульским электрогенераторным заводом. За 5 лет по совместным программам с предприятиями ОПК трудоустроено 1 688 выпускников ИжГТУ.

Деньги решают многое

Вопрос о статусе ИжГТУ в качестве опорного вуза региона рассматривался 10 ноября на сессии Госсовета УР. Скорее всего, он будет решен. С филиалами в моногородах сложнее, но если их удастся отстоять, то вопрос о мотивации студентов к обучению именно в филиалах можно было бы решить путем учреждения специальных стипендий. Эффективность этого простого метода подтверждает эксперимент по выплате медалистам и участникам школьных олимпиад, не уехавшим в столичные вузы, а оставшимся в Удмуртии, специальных стипендий в размере 5 000 рублей. По словам заместителя министра образования и науки УР Виктора Чучкова, эксперимент прошел удачно. Если в прошлом году получать высшее образование в Удмуртии остались 45 школьных медалистов и победителей олимпиад, то в этом году, после учреждения стипендий, вузы Удмуртии предпочли уже 300 лучших выпускников.Фото: radnews.ru

 Кстати, наши пятитысячные выплаты выше, чем средняя стипендия в рамках целевого обучения по России — по итогам 2014 года она составила всего 3 800 рублей. Причем материальное стимулирование от предприятий ОПК получали только 46% студентов целевого обучения. Выступавший на совещании директор Экспертно-аналитического центра интегрированной системы привлечения и подготовки высококвалифицированных кадров для организаций ОПК Игорь Михайлов рассказал, что в 2015 году эта доля будет выше, так как потенциальные работодатели серьезнее стали относиться к целевой подготовке персонала. Студентов-целевиков в этом году стало меньше, но качество взаимодействия с предприятиями улучшилось.

Правда, как сказал Игорь Михайлов, предприятия все еще обращают внимание на «рассинхрон» между своими потребностями и вузовскими программами, высказываются за так называемые индивидуальные траектории обучения. Мнение науки относительно того, как и чему учить, на совещании было выражено четко, полно и представительно. Позиция предприятий или, что еще лучше, консолидированная точка зрения их объединений, если бы она была высказана не через посредников, а напрямую, обогатила бы встречу. Шанс найти контуры оптимальной комплексной системы взаимодействия производства, науки и образования был бы выше.


Читайте также