Мне неловко приводить эту аналогию, но рождение франчайзинговой «семьи» — это как постмодернистский ответ на евангельскую фразу: «В начале было слово, и слово было — лайк». Стартовав в Ижевске, холдинг «Лайк» с космической скоростью распространился по России и за ее пределами. К сожалению, часто бывает, что скорость распространения обратно пропорциональна устойчивости. По мере развития кризиса всё заметнее становится обратная сторона франчайзинга — успех франчайзи делит с франчайзером, а крах терпит в одиночку.
«Лайк» не просто слово, а отправная точка всей истории — многоуровневой конструкции, символом которой стал наш земляк Аяз Шабутдинов 1991 года рождения. Когда-то мне казалось странным, что некоторые успешные люди тратят уйму времени на то, чтобы рассказывать о каждом своем чихе в Интернете. Теперь мне так не кажется — в этом, собственно, их бизнес и состоит. Они продают свой образ вместе с франшизой как модель для масштабирования.
Здесь важен каждый штрих. Например, Аяз предложил своему интернет-сообществу интересный вывод относительно того, как нужно браться за дела: «Отключай голову и делай то, что тебе говорят. Делай то, что говоришь ты сам. Проект-то ведь твой. Что сложного в том, чтобы каждый день совершать простые действия?»
В этом, на мой взгляд, заложена суть концепции франчайзинга: ты бизнесмен, проект твой, но бизнес-модель уже придумана, нужно отключить голову и в точности следовать предложенной франчайзером методике. При этом франчайзи, то есть предприниматель, купивший право работать под раскрученным брендом, формально может считаться полноправным партнером продавца франшизы. Выстраивается не вертикальная, а горизонтальная система. Тем не менее, я хочу показать именно вертикаль — многоуровневую структуру холдинга «Лайк» и подобных ему бизнес-проектов.
Вертикаль франчайзинга
Верхний уровень — это идеология формата. В российской Конституции есть статья об отсутствии официальной идеологии, и, возможно, она появилась там как раз для того, чтобы дать простор для утверждения корпоративных идеологий. В одном из своих видео Аяз Шабутдинов рассказал о том, что в глухой пермской Куеде они с друзьями смотрели кино «Достучаться до небес». Коронная фраза фильма «бояться глупо» приправляется современными маркетинговыми изысканиями, модными молодежными тенденциями, и образ готов. И товарный знак «Лайк» — точное выражение этого образа.
Следующий уровень — сам Аяз, публичная персона, человек-медиа. Он генерирует идеи, но главное всё равно образ, работающий по принципу «он точно такой же, как мы, только круче». Как-то раз один довольно успешный бизнесмен рассказывал мне о том, как нужно выглядеть в Москве: одеваться можно как угодно, совсем необязательно дорого, главное, чтобы в одном стиле. Другими словами, вот вам на выбор 25 вариантов, но даже не думайте смешать кислое с мягким — можно выпасть из реальности.
Третий уровень — «Лайк-центры», создаваемые в регионах для того, чтобы вербовать новых франчайзи и профессионально продвигать идеологию проекта. Там предлагаются всевозможные обучающие программы, бизнес-кейсы. Все очень хитро устроено. Например, за 25 тыс. рублей с вами поделятся секретами бизнеса, проведут экскурсию по действующим точкам, эксклюзивно, в группах не более трех человек. Потом, если вы захотите купить франшизу, стоимость программы зачтется в паушальный взнос. Самая известная франшиза — это бренд «Кофе Лайк», но кроме него предлагается масса других бизнесов из разных отраслей. Там есть «Лайк-барбершоп» (стрижка бороды), «Лайк-квест», «Лайк — пицца кат», «Лайк — школа футбола», «Лайк-хостел», «Лайк-бокс» (фотомастерская) и даже «Лайк — поддержка призывников» (оказание услуг по законному получению военного билета и отсрочки от армии).
Поверь в мечту и в красоту идей
Совершенно непонятно, как молодой компании удалось довести бизнес-модели по столь разным направлениям до такого совершенства, что появилась возможность их выгодно масштабировать. Честно говоря, все это чем-то похоже на пирамиду. Кстати, бренда «Лайк-Тревел» на сайте не оказалось. Видимо, падение рынка туристических услуг подорвало популярность этой франшизы. Для холдинга потеря небольшая. Бизнес диверсифицирован. Рядовые же франчайзи пачками терпят крах. Напомню недавнюю историю с уголовным делом по обвинению в мошенничестве директора агентства «Лайк-Тревел» Насибу Беляеву, взявшую якобы у воткинских туристов деньги, но не предоставившую услугу. Никакой поддержки от холдинга «Лайк», по словам Насибы, не поступило, и она была вынуждена закрыть агентство.
Кофейное направление, похоже, на сегодняшний день развивается успешнее остальных, они даже выложили в свободный доступ информацию о своих прогнозных денежных потоках до 2020 года. На январь 2016 года, согласно этому документу, имеется 250 активных кофе-баров в 79 городах со средней выручкой 143 783 рубля в месяц. Каждый месяц планируется привлекать пять дополнительных франчайзи-партнеров.
Паушальный, то есть разовый, взнос за франшизу составляет 300 тыс. рублей, таким образом, ежемесячно от новых партнеров планируется получать 1,5 млн рублей единовременных платежей. Кроме того, предусматривается роялти, то есть ежемесячная плата, — ее размер составляет 3% от выручки. При средней выручке со всей сети в январе 2016 года компания получит роялти в размере 1 078 373 рубля. То есть даже при наличии 250 франчайзи разовые взносы от новых партнеров превышают сумму роялти. Отсюда стратегия быстрого роста.
Теперь посмотрим, что сулит покупка франшизы пятому, низовому уровню холдинга — самим франчайзи. Помимо паушального взноса в размере 300 тыс. рублей, нужно будет вложиться в открытие бизнеса — это около 450–700 тыс. рублей. На сайте проекта говорится о среднем чеке с суммой 136 рублей и рентабельности 30%. Если верить опубликованному компанией кэш-фло и принять, что средняя выручка составит 143,8 тыс. рублей в месяц, то при рентабельности 30% франчайзи может рассчитывать на прибыль около 43 тыс. рублей. Неплохо, но это уже не те 60–300 тыс. рублей, которые обещает сайт. Что остается на расходы? Чуть больше 100 тыс. рублей на всё: на зарплату нескольких продавцов, закупку сырья, коммуналку, те же роялти. С такой бизнес-моделью не до жиру.
А холдинг тем временем, помимо франшиз, запустил еще и программу привлечения инвесторов. Это оформляется в виде займа на сумму не менее 200 тыс. рублей под 18% годовых под личное поручительство Аяза Шабутдинова с выплатой два раза в год, но без права требовать досрочного погашения займа в течение трех лет. Кроме того, с инвестором заключается опционное соглашение, дающее право через три года конвертировать основную сумму займа в долю в ООО «Кофе Лайк».
Красиво. Холдинг привлекает паушальные взносы с новых франчайзи, собирает роялти, привлекает займы инвесторов. В таких условиях рациональная модель развития предполагает раскручивать пиар-маховик, выходить на новые рынки. А проблемы с общероссийским падением спроса ложатся на франчайзи-тружеников. Многие разорятся, но кризис как раз время продавать мечты. Многие наемные сотрудники, потеряв надежду на рост доходов, меняют свою жизнь, ставят на карту сбережения за право называться бизнесменами, партнерами большой сказки под названием «Лайк».