На протяжении нескольких лет Министерство имущественных отношений УР вписывало в прогнозный план приватизации акции «Удмуртторфа», выставляя на удивление низкую прогнозную цену продажи 100 млн рублей за весь перечень, в котором, помимо «Удмуртторфа», были такие серьезные предприятия, как «Ижевский полиграфкомбинат» и «Содружество». И вот — свершилось, Удмуртия рассталась со своим, пожалуй, самым интересным активом. Кто же стал новым владельцем предприятия?
Еще в конце прошлого года глава Минимущества УР Рустэм Зайнуллин на своей пресс-конференции объявил, что на этот раз правительство Удмуртии намерено осуществить свои планы по продаже «Удмуртторфа». В конце октября был объявлен открытый аукцион по продаже 100%-ного пакета акций предприятия с начальной ценой 709,7 млн рублей. Тогда желающих участвовать в аукционе не оказалось и Рустэм Зайнуллин объявил о намерении перейти к следующему этапу приватизационной процедуры — продаже путем публичного предложения.
Алексей Чулкин не участвовал
При этом он проявил нехарактерную для фондовых операций открытость, уведомив журналистов на пресс-конференции, а значит, и участников рынка о том, что в случае провала публичного предложения третья стадия (продажа без объявления цены) проводиться точно не будет. Таким образом, он озвучил минимальную цену продажи пакета «Удмуртторфа», на которую готово было пойти государство, — 354,9 млн рублей, поскольку согласно закону о приватизации нормативная цена продажи на этом этапе составляет 50% цены несостоявшегося аукциона.
На днях Министерство имущественных отношений УР разместило на своем сайте сообщение об итогах продажи пакета — цена сделки составила 355,2 млн рублей. Покупатель — ООО «Конкорд трейд». Если цена акций не стала неожиданностью, то информация о покупателе удивила, поскольку представителями бизнес-сообщества в качестве потенциального инвестора чаще других называли владельца компании «Уралдомстрой» Алексея Чулкина. Возможно, поводом для этого послужило то, что его холдинг начал осваивать новое для себя направление — нефтедобычу.
На сегодня лично Алексею Чулкину принадлежит 100%-ная доля в ООО «Кунгурская нефтяная компания». Логично было бы усилить бизнес «Удмуртторфом», владеющим фондом скважин на нескольких нефтяных месторождениях в Удмуртии. Однако по каким-то причинам Алексей Чулкин не стал даже участвовать в торгах. По информации Минимущества УР, заявки были поданы от двух предприятий — ООО «Конкорд трейд», ставшего победителем, и ООО «Центр-Инвест».
«Темная лошадка»
Компания «Конкорд трейд» зарегистрирована в марте 2015 года по адресу: г. Ижевск, ул. Советская, 13. Ее директор и учредитель Дмитрий Береснев, как выяснилось, руководит еще несколькими предприятиями, в том числе и ООО «Урал-ТЭК», которым владеют в соотношении 50/50 Марат Зиятдинов и Виктор Русских.
Это обстоятельство показалось интригующим, и я решил нанести визит в офис «Конкорд-трейд». Вывески на двери офиса, указанного в качестве юридического адреса компании, не было, дверь оказалась закрытой. На вахте удалось выяснить, что Береснев Д. О. действительно имеет право доступа в искомый кабинет. И не только он, первым в списке допуска значится Русских В. И. Виктор Русских владеет помещениями на Советской, 13 и, возможно, мог бы пользоваться кабинетом как собственник, но договоры аренды, как правило, предусматривают доступ собственника помещения только в присутствии арендатора.
Словом, слишком много совпадений для одной сделки. Тем более что Виктор Русских известен в бизнес-сообществе как человек, успешно развивший, а потом выгодно продавший компанию ЗАО «Сотовая связь Удмуртии» (оператор Теле-2). Многие помнят очереди у офиса компании там же, на Советской, 13, в которых стояли желающие получить очень недорогую по тем временам сотовую связь.
У нас нет точной информации о втором участнике торгов — «Центр-Инвесте», но если вспомнить, что Виктор Русских — единственный владелец ООО УК «Центр-Инвест», то есть вероятность, что торги были безальтернативными. К ним могли бы проявить интерес инвесторы из Москвы и других регионов или наши нефтедобывающие предприятия «Удмуртнефть» и «Белкамнефть», но для первых многопрофильная и непрозрачная компания «Удмуртторф» — это «кот в мешке», который может после покупки устроить какой-нибудь неприятный сюрприз. Для наших нефтяников, может быть, и небезынтересно было получить нефтяные скважины «Удмуртторфа», но взваливать на себя, по сути дела, непрофильный бизнес, основными видами деятельности которого являются добыча торфа, производство товаров на его основе, грузоперевозки, выпуск продукции машиностроения, было бы слишком обременительно.
Каков он, приз победителя?
Как финансовое вложение в нынешних сложных для инвесторов условиях «Удмуртторф» может быть очень привлекателен, и здесь его многопрофильность, наоборот, становится плюсом. В период кризиса высокая диверсификация бизнеса снижает риски. На начало 2015 года чистые активы предприятия составляли 823,7 млн рублей, судя по отчету за 1-е полугодие 2015 года, они несколько уменьшились, но в любом случае это почти 750 млн рублей. Причем это хорошие активы, например, в составе долгосрочных финансовых вложений «Удмуртторфа» числились акции «Удмуртнефти» на 76,4 млн рублей, МРСК «Центра и Поволжья» — на 120,2 млн рублей.
Валюта баланса предприятия в 1-м полугодии 2015 года снизилась почти на 100 млн рублей как раз за счет снижения по статье «долгосрочные финансовые вложения» и «запасы», но это ни в коем случае не говорит о возникновении финансовых проблем. Выручка в 1-м полугодии 2015-го увеличилась по сравнению с тем же периодом прошлого года на 24%, то есть за год предприятие зарабатывает где-то свыше 500 млн рублей. Правда, нет чистой прибыли, но по основной деятельности всё в порядке — прибыль «съели» «прочие расходы». В эту статью могут включаться, например, сумма уценки активов, дебиторка с истекшим сроком давности, курсовые разницы и много еще чего другого, что не относится к основной деятельности.
Словом, актив вполне ликвидный. С учетом владения фондом скважин на нефтяных месторождениях, монопольного положения на торфяном рынке, роста производства по нефтегазовому оборудованию — вполне привлекательный. Инвесторам можно обойтись без каких-то радикальных управленческих реформ, имея хорошее вложение средств в сегодняшние времена, когда лопаются финансовые пузыри и ценность реальных активов возрастает. Будем следить за предприятием и надеяться, что с точки зрения налоговых поступлений Удмуртия не потеряет.