Полная версия Мобильная версия

Клуб обиженных. Пока Удмуртия ищет возможности погасить долги, строительный рынок поредеет

K 4974
J
Дмитрий Манылов

Бюджетное строительство в Удмуртии превратилось в своеобразную финансовую пирамиду — пока рынок рос, власти Удмуртии, заманивая строителей новыми подрядами, получали фактически даровое кредитование с их стороны. На знаковом совещании в Минстрое УР в конце лета прошлого года была еще заметна заинтересованность властей в том, чтобы подрядчики, несмотря на долги, не прекращали работу. Нужно было довести до конца программу с детскими садами и еще несколько «заметных» государственных проектов.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Сейчас ситуация кардинально изменилась — привлекательность Удмуртии как перспективного бюджетного заказчика падает с появлением тенденции на снижение объемов бюджетных ассигнований на капитальное строительство. В этом году на смену программе по созданию дополнительных мест в детских садах приходит школьная программа, но, судя по имеющейся информации, новых школ будет только две.

На таких объемах не разгуляешься. Крупнейшие частные застройщики, такие как «КОМОС-Строй», «АСПЭК-Домстрой», фактически полностью отошли от государственного заказа, сосредоточившись на коммерческих проектах жилищного строительства.

Государство своих еще как бросает

Сегодня в «клубе обиженных» государством строителей оказалось, во-первых, крупнейшее предприятие отрасли — ФГУП «ГУССТ № 8 при Спецстрое России» и несколько средних по объему выручки предприятий, поднявшихся как раз в основном на государственных подрядах. Это предприятия с годовым оборотом около 200–300 млн рублей. Основная масса из тех, у кого оборот еще ниже, работают фактически в теневом секторе. По словам источника «ДЕНЬ.org», хорошие объемы — 600–800 млн рублей в год — в прошлые годы набрал «Домострой», однако на 2016 год прогноз по обороту составляет всего около 15 млн рублей.

Фото: © «ДЕНЬ.org»То есть это еще один кандидат на уход с рынка. О возможном банкротстве заговорил даже генеральный директор ГУССТ № 8 Алексей Прасолов. Сегодня бюджет должен предприятию 1,1 млрд рублей. На последнем совещании в Госсовете УР он напомнил чиновникам о том, что банкротство предприятия, в котором работает 8 тыс. человек, может обернуться для республики большой проблемой. Особенно настораживающе это звучит на фоне появившейся недавно в СМИ информации об обсуждающейся в российском правительстве инициативе ограничить Спецстрой России только заказами по линии Минобороны РФ.

Итогом совещания стало обещание предусмотреть в бюджете республики дополнительно 1,5 млрд рублей. Кроме того, решено создать рабочую группу, которая должна выработать предложения по поддержке строительной отрасли и погашению долгов. Запланировано, что к следующей сессии Госсовета УР в конце марта эта комиссия внесет свои предложения.

О том, какие меры Удмуртия может принять для поддержки строителей, я спрашивал у руководителя постоянной комиссии Госсовета по экономической политике, промышленности и инвестициям Валерия Бузилова на его недавней пресс-конференции. Помимо необходимости дополнительной федеральной помощи, он назвал программу государственной поддержки льготного ипотечного кредитования.

Фото: © «ДЕНЬ.org»В бюджете Удмуртии на 2016 год запланировано 450 млн рублей на реализацию постановления о компенсации молодым семьям процентной ставки по ипотеке. Только, во-первых, в условиях резкого снижения платежеспособного спроса эта мера вряд ли способна кардинально повлиять на ситуацию. Во-вторых, это касается рынка жилищного строительства, то есть в первую очередь тех наших крупных застройщиков, которых нет в списке главных кредиторов республиканского бюджета по расчетам за выполненные строительные работы. Из всего «клуба обиженных» меры по стимулированию ипотеки могут как-то коснуться, пожалуй, только ГУССТ № 8, у которого есть крупные объекты жилищного строительства, например, в микрорайоне «Столичный» Ижевска.

У остальных доля нежилищных государственных заказов очень велика. В целом сегодня, по словам министра строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртии Ивана Новикова, доля строительных объектов, финансируемых за счет бюджета, в республике всего около 10%. Поскольку с падением рынка упала и заинтересованность правительства в сотрудничестве со старыми подрядчиками, правительство «сковано» ограничениями по объему бюджетного дефицита и госдолга, возможное банкротство кого-то из небольших кредиторов будет им в каком-то смысле даже на руку. Поэтому пока кредиторов просто кормят надеждами на федеральную помощь. Однако похоже, что в этом вопросе у наших властей не та весовая категория, чтобы получать от Москвы какие-то эксклюзивные условия по финансированию.

С бюджетных кредитов да хоть шерсти клок

Детский сад, построенный, несмотря на долги; рядом должна открыться школа. Фото: © «ДЕНЬ.org»На последней коллегии Минэкономики УР премьер Виктор Савельев фактически разрушил робкие надежды на выделение крупных дополнительных бюджетных субсидий Удмуртии по рекомендации Совета Федерации как одному из регионов с наибольшим соотношением собираемых на территории налогов в пользу федерального бюджета. «Пока будем выбирать бюджетными кредитами, еще примерно 8–9 млрд бюджетных кредитов получим», — предположил Виктор Савельев.

Основная цель этих кредитов — замещение дорогих банковских заимствований. В бюджете УР на 2016 год запланированы расходы на процентные платежи по госдолгу Удмуртии в сумме 3,4 млрд рублей. Если успеть получить бюджетные кредиты, о которых говорил Виктор Савельев, и сразу же досрочно погасить долги перед банками, то можно будет пересчитать и высвободить значительную часть расходов на обслуживание госдолга республики.

Правда, тут, как всегда, возникают многочисленные «но»: скорее всего, получить все эти кредиты сразу не удастся, федералы в лучшем случае «размажут» их равномерно по всему году, в худшем — урежут. Кроме того, по словам того же Виктора Савельева, за январь — февраль 2016 года в Удмуртии собрано только 76% от плана по налоговым доходам. Это значит, что пострадают «защищенные» статьи расходов, то есть опять будет не до строителей.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Наиболее энергично в «клубе обиженных» проявляет себя депутат Госсовета УР, руководитель группы компаний «Мастер» Юрий Бычков. Еще в конце января, перед тем как комиссия Валерия Бузилова провела первое в этом году, кстати внезапно закрытое для прессы, заседание по поводу ситуации в строительной отрасли, он опубликовал на городском портале Воткинска вопросы к Минстрою УР. В числе этих вопросов были и такие: при каких негативных обстоятельствах для строительной отрасли господин Новиков (глава Минстроя УР) сам подаст в отставку? Каков срок полного погашения задолженности перед строителями? Кто понесет за его выполнение персональную ответственность?

Судя по отзывам участников последнего совещания, на повестке дня все те же вопросы. Можно отправить Ивана Новикова в отставку, назначить на эту должность человека, которому Юрий Бычков будет безусловно доверять, но с большой вероятностью можно предположить, что погашения всех долгов при этом не произойдет. Ответить на второй вопрос — о сроке окончательного погашения — сегодня не может никто, а раз не назван срок, то нет и ответственного.

Хотя, конечно, все сроки были обозначены в государственных контрактах, но их оплата, как известно, производится в пределах возможностей бюджета, а сегодняшний бюджет Удмуртии — это фактически долговая пирамида в преддефолтной фазе. Дефолта, конечно, не допустят, но рынок бюджетных подрядчиков будет почищен от «слабых» игроков основательно.


Читайте также