Полная версия Мобильная версия

Вырвать продукт для Удмуртии. Обсуждая антикризисный план, наконец-то заговорили о главном

K 3881
J
Дмитрий Манылов

Правительственные чиновники Удмуртии собрались в резиденции главы республики, чтобы в очередной раз продемонстрировать колебания в полном соответствии с генеральной линией федерального правительства. На российском уровне 1 марта принят план действий, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития РФ в 2016 году. Региональная комиссия собралась, чтобы утвердить аналогичный план для Удмуртии.

Фото: kpcdn.netВ правительстве РФ, по всей видимости, идет битва за расходы — план принят, но большая часть статей оставлены без сумм, с припиской, что объем и источник финансирования будут определены по итогам работы в 1-м полугодии 2016 года. Основная антикризисная задача местных властей очевидна — максимально включаться во все федеральные программы, чтобы привлечь московские деньги в наш регион.

Первое, что бросается в глаза при прочтении федерального плана, — это мощная поддержка производителей железнодорожных вагонов и локомотивов. В 2016 году планируется в полтора раза нарастить экспорт грузовых вагонов, закупить 292 локомотива для РЖД, это единственная статья, по которой планируется «распечатать» почти на 40 млрд рублей Фонд национального благосостояния.Фото: politrussia.com

Что нам «светит» в федеральном плане

Из тех статей, которые потенциально могут быть интересны для Удмуртии, можно выделить программу докапитализации Фонда развития промышленности, правда на сумму всего 20 млрд рублей, субсидирование части затрат промышленных предприятий на уплату процентов по кредитам коммерческих банков, целевую поддержку моногородов на сумму 7,2 млрд рублей за счет средств федерального бюджета.

Есть еще строка на поддержку легкой промышленности, спрос на продукцию которой в России в 2015 году, по оценке председателя ассоциации предприятий этой отрасли в Удмуртии Зои Степновой, упал на 30–35%. Правда, там предусмотрено всего 1,4 млрд рублей. Зато на мероприятия по поддержке автопрома только из федерального бюджета планируется выделить более 88 млрд рублей. Похоже, что именно эти мощные федеральные вливания позволили «Ростеху» продавить у альянса «Рено-Ниссан» досрочную отставку президента АвтоВАЗа Бу Андерссона.

Фото: пресс-служба главы и правительства УРМинистр экономики УР Михаил Зайцев отметил, что приоритетными отраслями для Удмуртии остаются сельское хозяйство, транспорт и жилищное строительство, ЖКХ. Это немного странно, поскольку в 2015 году буквально спасением бюджета Удмуртии стали отчисления по налогу на прибыль наших крупнейших заводов, работающих по оборонному заказу. Возможно, их нет в числе приоритетных потому, что степень влияния республиканских властей на местную оборонку традиционно минимальна — стратегия их развития долгие годы определялась в Москве.

«Хрупкие» успехи оборонки

В этой связи довольно неожиданно прозвучало выступление председателя промышленно-экономической ассоциации Удмуртии «Развитие», генерального директора ОАО «Ижевский мотозавод «Аксион-Холдинг» Геннадия Кудрявцева. Он отметил, что у оборонных предприятий, входящих в ассоциацию, доля выпуска гражданской продукции составляет сегодня около 20%. Остальное — оборонный заказ. Но здесь, по словам Геннадия Кудрявцева, ситуация весьма тревожная.

Гособоронзаказ на 2016 год был утвержден только в конце января, на сегодняшний день предприятиями ассоциации набрано где-то 85% портфеля заказов. «Никогда за последние 50 лет не было такой ситуации, — заявил Геннадий Кудрявцев. — Нет утвержденного гособоронзаказа на 2017–2018 годы».

Он отметил, что в более или менее комфортной ситуации оказались головные предприятия отрасли, их в Удмуртии три — «Аксион-Холдинг», «Купол» и Воткинский завод.Геннадий Кудрявцев (справа) демонстрирует Александру Соловьеву гражданскую продукцию «Аксион-Холдинга». Фото: smi4.unigrad.ru

Они заключили трехгодичные контракты на 2016–2018 годы. Остальные остаются в «подвешенном» состоянии. Для крупного производства это крайне проблематично, поскольку цикл изготовления изделия составляет от года до трех лет, производственная цепочка насчитывает до десяти уровней кооперации. Головные предприятия должны заранее заключить контракты с поставщиками, чтобы обеспечить поставку комплектующих.

«Верю, что мы справимся в этом году — выполним объемы, обеспечим прирост заработной платы, сохраним численность, — подчеркнул Геннадий Кудрявцев, — но я бы хотел, чтобы руководитель правительства и члены правительства знали, что ситуация очень сложная. Никогда такой ситуации не было».

Надежды на незыблемость госзаказа тают, и сегодня актуален вопрос о росте доли гражданской продукции на ведущих оборонных предприятиях. Здесь как раз и возникает взаимная заинтересованность промышленников и властей Удмуртии. По словам  Кудрявцева, не решен главный вопрос — нужно найти новый региональный продукт с объемом производства не менее 50 млрд рублей, который смогут сделать 20 ведущих промышленных предприятий Удмуртии в интересах жителей республики.

Этот вопрос не решить в Удмуртии — его надо решать в Москве. Кудрявцев упомянул и о появлении в Минпромторге РФ сразу нескольких выходцев из нашей республики. Они могут помочь советом относительно того, к кому лучше обратиться в российском правительстве с тем или иным вопросом, но на главный вопрос о новом региональном продукте ответа от них ждать не приходится.

Фото: пресс-служба главы и правительства УРГеннадий Кудрявцев прямо высказал пожелания «оборонщиков» руководству Удмуртии: нужно снять вопрос по утверждению гособоронзаказа, это можно решить только на уровне руководства региона, и найти способ «выдрать» продукт на Удмуртию, так выдрать, чтобы базовые предприятия нужно было минимально перестраивать. Он заверил, что, учитывая сегодняшнюю работу основных предприятий практически в одну смену, с тем, чтобы «проглотить» заказы на 50–100 млрд рублей, проблем не будет.

В унисон с выступлением Кудрявцева высказался и председатель постоянной комиссии Госсовета УР по экономической политике, промышленности и инвестициям Валерий Бузилов. Во-первых, он прямо указал правительству на недопустимое затягивание принятия необходимых документов в развитие постановления с рекомендациями Совета Федерации по поддержке Удмуртии. Во-вторых, Бузилов заинтриговал собравшихся, объявив, что у него есть кандидатура на вакантную должность вице-премьера правительства, который будет курировать развитие промышленности.

Нужен очень весомый «кулак», который сможет добиться эксклюзивных условий поддержки промышленности Удмуртии на федеральном уровне. Успеха добиться можно только сообща, объединив усилия главы республики, депутатов, правительства, всей нашей кластерно-инвестиционной инфраструктуры, ассоциации «Развитие». Ведь, по сути, Геннадий Кудрявцев озвучил идею «сетевого завода», которая совсем недавно обсуждалась на стратегической сессии по кластерному развитию. Поскольку крупнейшие оборонные предприятия проявили очевидную заинтересованность в поддержке властей республики, этим нужно срочно воспользоваться.


Читайте также