«Нет», — коротко ответил руководитель нефтегазового направления НИТИ «Прогресс» Игорь Совин на мою просьбу прокомментировать информацию о создании кластера нефтегазопромыслового оборудования, о котором активно заговорили в последнее время в Удмуртии. Как он потом пояснил, в НИТИ «Прогресс» участие в кластере не обсуждали.
Из местных производителей конечной продукции нефтегазового оборудования удалось найти лишь одно предприятие, активно вовлеченное в нефтегазовый кластерный процесс. В связи с нефтегазовым кластером упоминается исключительно воткинский «Техновек». Председатель правительства Удмуртии Виктор Савельев недавно говорил о нем как о предприятии, выпускающем известную на всю страну запорную арматуру. О переговорах с «Техновеком» по поводу создания нового кластера заявлял и бывший глава республиканского промышленного министерства, перешедший в Минпромторг России, Олег Радионов.
Кластер для одного
То, что предприятие действительно заметно на российском рынке, подтверждает, например, опубликованное совсем недавно интервью их конкурента, гендиректора Георгиевского арматурного завода Сергея Осадчего: «Да, на рынке фонтанной арматуры у нас очень серьезные конкуренты — к примеру, такое молодое предприятие, как „Техновек“ из Удмуртии, — все, наверное, его знают, оно очень бурно развивается».
Развивается и сотрудничество «Техновека» с Иранской национальной нефтяной компанией, крупнейшей компанией на нефтегазовом рынке Ирана. В начале этого года делегация компании во главе с руководителем ее подразделения, занимающегося бурением скважин, Хейдаром Бахмани приезжала на «Техновек», а в мае состоялся визит воткинских специалистов в Иран. Согласно информации с сайта «Техновека», в планах компании открытие представительства в Тегеране, а в дальнейшем и создание собственной базы на юге Ирана.
Что же будет представлять собой нефтегазовый кластер Удмуртии, если из довольно большого числа местных производителей нефтегазового оборудования непосредственное отношение к информации о нем имеет только «Техновек»? Судя по имеющимся сведениям, речь идет о наделении статусом кластера цепочки поставщиков «Техновека».
В службе снабжения предприятия рассказали, что металлоемкую продукцию для своего производства закупают в основном в Удмуртии, в том числе на «Ижстали», сотрудничают с УФСИНом — его учреждения на давальческом сырье производят для «Техновека» комплектующие. Есть и другие поставщики из Удмуртии, но в основном это малые предприятия. Какой-то неказистый получается кластер. Заместитель руководителя «Техновека» Андрей Санников пообещал рассказать о кластерных перспективах подробнее ближе к концу этой недели, после того как посоветуется с руководителем.
Цена вопроса
Участник утвержденной правительством Удмуртии рабочей группы по формированию и развитию территориального кластера нефтегазового машиностроения Ирек Амиров пояснил, что планируется расширить рамки кластера с кластера нефтегазового оборудования до кластера нефтегазового машиностроения для того, чтобы туда могли войти предприятия, задействованные в цепочке поставок для нефтегазовой отрасли. Среди этих предприятий он отметил «Ижсталь», Чепецкий механический завод и Ижевский опытно-механический завод.
Руководитель Центра кластерного развития Удмуртии Полина Павлова сообщила, что ее структура подключается к работе по продвижению кластера только после того, как он будет официально утвержден соответствующим правительственным распоряжением.
На сайте Минпромторга России изложены основные требования к промышленным кластерам для включения в реестр с целью дальнейшего субсидирования. Там говорится о том, что, во-первых, не менее чем половиной участников кластера должна быть учреждена специализированная управляющая организация. Если количество участников кластера принять равным числу предприятий, занимающихся производством нефтегазового оборудования в Удмуртии, то уже это первое условие можно признать трудновыполнимым. В Удмуртии 28 производителей конечной продукции, а переговоры о кластере идут, похоже, только по «Техновеку».
Во-вторых, в состав инфраструктуры кластера должны входить не менее одного высшего или среднего учреждения профессионального образования, двух объектов технологической инфраструктуры и финансовой организации.
И наконец, третье — не менее 50% выпуска промышленной продукции каждым участником кластера используется другими участниками (за исключением предприятия, выпускающего конечную промышленную продукцию кластера). Вряд ли половина продукции «Ижстали», например, будет использоваться «Техновеком».
Можно, конечно, попытаться искусственно загнать ситуацию в жесткие рамки, заданные Минпромторгом РФ, — создать новые инфраструктурные предприятия, формально загнать в кластер тех, кто в нем, по сути, не нуждается, но стоит ли игра свеч? Возможно, и стоит — Минпромторг, в отличие от Минэкономразвития РФ, может субсидировать не инфраструктурные проекты, а предприятия, входящие в кластер, напрямую. Только очень уж мала цена вопроса — на всю Россию в рамках кластерной программы субсидирования по линии Минпромторга запланировано в этом году всего 700 млн рублей.
Забавно смотреть на то, как ведущие федеральные министерства, Минпромторг и Минэкономразвития, перебрасываются кластерами как будто в пинг-понг, запутывая систему господдержки до какого-то нерабочего состояния. Совсем недавно в правительстве трубили о прорывном проекте Удмуртского машиностроительного кластера, и вот уже разговоры сходят на нет, и появилась информация о том, что он вообще может не получить больше федеральной поддержки.
Крупным предприятиям, вошедшим в него по линии Минэкономразвития, как выясняется, выгоднее было бы объединиться в рамках программы Минпромторга. Теперь уже с подачи Олега Радионова рассматривается вопрос, чтобы реанимировать идею стрелкового кластера, выделив его из недавно созданного машиностроительного. Крупные предприятия взирают на всю эту чехарду с явным отсутствием интереса.
Словом, игра в кластеры продолжается, но, похоже, большинству чиновников и представителей бизнес-элиты она уже неинтересна. Возможно, проект «Техновека» вполне рабочий и интересен для Удмуртии и его нужно поддержать, только почему для этого нужно затевать целый шлейф формальных мероприятий?