Полная версия Мобильная версия

Совет да любовь. Таинственный Аркадий знает, чем заняться ижевскому общественному совету по закупкам

K 3056
J
Дмитрий Манылов

Почти одновременно с сообщением о создании в Ижевске общественного совета в сфере муниципальных закупок в редакцию «ДЕНЬ.org» пришло электронное письмо с претензией на организацию закупок в «Ижевских электрических сетях». Это могло бы стать первым вопросом повестки дня нового совета, но оказалось, что у него другие функции.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Вчитавшись в текст положения об общественном совете, я с удивлением обнаружил, что его единственной задачей является рассмотрение проектов нормативных правовых актов в закупочной сфере. Слово «контроль» присутствует только там, где прописаны полномочия председателя по своевременному уведомлению членов совета о дате, месте и времени очередного заседания. В разделе «полномочия совета» в принципе нет ничего, кроме перечисления функционала председателя, секретаря и самих советчиков.

Последконтроль

Функция общественного контроля отсутствует, причем эффективным могло бы быть то, что в банках называют «последующим контролем», то есть оценка соответствия рыночным условиям итоговых параметров уже состоявшейся сделки. Без этого никакая экспертиза правовых актов не будет действенной. На сегодняшний день худо-бедно работает механизм опротестования неконкурентных закупок через федеральную антимонопольную службу. Как правило, жалобу туда подает кто-то из проигравших участников торгов. Бывает, что решения отменяются, но все равно это не системная работа.Фото: sad156.izh.ru

В конце апреля схожей проблемой озаботилась Мособлдума, внеся поправки в закон «Об отдельных вопросах осуществления общественного контроля в Московской области». Смысл их в том, чтобы установить порядок реализации контрольных функций Общественной палаты. Формально они существовали, но, как водится, практически не работали. Сейчас, если все, как обычно, не сведется к формализму, будет предусмотрен механизм общественного мониторинга, экспертиз, проверок, слушаний, обсуждений.

Видимо, все общественные палаты в России создавались под копирку, поскольку в положении об Общественной палате города Ижевска все именно так, как у коллег из Московской области: в целях и задачах общественный контроль прописан, но нигде не сказано, каким образом его осуществлять. Что касается нового общественного совета по закупкам, то, например, целей там всего две: привлечение граждан к участию в реализации государственной политики в сфере закупок и недопущение приобретения предметов роскоши для муниципальных нужд. Последнее весьма странно. Плохо, конечно, когда приобретается товар и услуга с избыточными потребительскими свойствами, но гораздо хуже, когда свойства приобретаемых товаров вполне стандартные, но цена на них избыточна.

Общественники могли бы мониторить каждую крупную закупку, причем не только из числа тех, которые проводятся за счет средств муниципального бюджета. Важно охватить контролем закупочную практику естественных монополистов и окологосударственных компаний, работающих в рамках 223-го Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».Фото: © «ДЕНЬ.org»

Есть ли прореха в сетях?

Как раз в рамках этого закона проводят свои закупки «Ижевские электрические сети», по поводу которых недавно в редакцию «ДЕНЬ.org» пришло электронное сообщение от некоего Аркадия. Он обратил наше внимание на то, что в разделе «условия оплаты» документации, размещаемой предприятием на сайте zakupki.gov.ru, при проведении закупок путем открытого запроса предложений установлены явно завышенные сроки оплаты за поставленный товар — от 180 до 360 дней. В нынешних нестабильных условиях немногие поставщики решатся кредитовать заказчика на столь длительный срок.

В итоге, как пишет Аркадий, поставки электротехнического оборудования в «Ижевские электрические сети» осуществляют одни и те же компании и стороннему поставщику при таких условиях очень сложно пробиться к заказам.

На первый взгляд тот факт, что поставщики кредитуют «Ижевские электрические сети», не кажется подозрительным — сильный монополист принуждает несчастных поставщиков к невыгодным для себя условиям. Однако, если внимательно вчитаться в конкурсную документацию, с выводами Аркадия, пожалуй, в чем-то можно согласиться.

Надо сказать, что закупки методом открытого запроса предложений в «Ижевских электрических сетях» очень популярны, — большинство крупных сделок на сумму более миллиона рублей проводятся именно так или вообще путем неконкурентной закупки у единственного поставщика. Суть открытого запроса предложений состоит в том, что победителем признается поставщик, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями, установленными в документации о закупке.

Фото: dg54.mycdn.meОсновных параметров два: цена и длительность отсрочки платежа за поставленный товар. Я посмотрел на сайте госзакупок последние по времени загрузки пакеты документации о запросе предложений на поставки электрооборудования. Там сказано, что решение принимается с учетом веса каждого из этих двух критериев. Ценовой критерий имеет 70%-ную значимость, условия оплаты — 30%. Заявки оцениваются путем определения итогового рейтинга по средней взвешенной.

К конкурсной документации прилагается и типовой контракт, в котором указано, что расчет за поставленный товар «Ижевские электросети» производят после получения товара надлежащего качества и подписания товарных накладных. Далее должен вписываться срок оплаты исходя из того, какую отсрочку победитель указал в своей заявке, в диапазоне, заданном заказчиком. При этом электросети, согласно договору, оплачивают товар «в течение» этого периода, то есть за просрочку им грозят штрафные санкции, а досрочная оплата, по сути, приветствуется.

Оговорюсь, что мы не располагаем данными по фактическим срокам оплаты «Ижевскими электрическими сетями» поставленной поставщиками продукции. Однако гипотетически эта схема вполне допускает разделение поставщиков на «своих» и «чужих». «Чужим» можно заплатить в последний день, а своим, например, даже до наступления минимального срока отсрочки, поскольку в договоре никаких препятствий к этому нет.

Фото: ufirms.ruПолучается, что «свой» поставщик может указать в заявке максимальную отсрочку, зная, что на практике деньги он получит раньше. Поскольку это напрямую влияет на итоговый рейтинг заявки, то он получает преимущество перед конкурентами и имеет возможность предложить цену с учетом фактической отсрочки, при этом заявиться на максимальную.

Хорошо, если в «Ижевских электросетях» не пользуются этой возможностью, но теоретически она есть, и при нынешнем своем функционале общественный совет по закупкам никак не может промониторить эту ситуацию. Нужен как раз последующий контроль исполнения сторонами обязательств по контракту. Это не будет избыточным контролем, поскольку «Ижевские электросети» являются акционерным обществом, все акции которого находятся в собственности Ижевска. Так почему бы представителям общественности нашего города не начать детально разбираться с расходованием средств своих предприятий?! Время сейчас такое — каждая копейка на счету.


Читайте также