Крупнейшие машиностроительные предприятия Удмуртии проигнорировали 14-ю всероссийскую выставку «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка», проходившую в Ижевске с 8 по 10 сентября. Что это — отсутствие серьезных наработок гражданской тематики или невысокая оценка ими статуса выставки? Возможно, мы не увидели бы не только стендов, но даже представителей этих предприятий, если бы не Минпромторг УР, организовавший в рамках выставки выездную сессию, посвященную вручению государственных премий.
Чужие разработки
Четверть зала ФОЦ «Здоровье» в Ижевске, все пространство около официального подиума, на котором проходило открытие сразу четырех промышленных выставок, занимал Торговый дом «Воткинский завод» с экспозицией металлообрабатывающих станков тайваньского производства.
Стенд самого легендарного ОАО «Воткинский завод» выглядел в разы скромнее — завод представил на выставке только свои твердосплавные фрезы. Дело в том, что в металлообработке воткинцам сегодня представить больше нечего, — в этом году снят с производства последний из металлорежущих станков, выпускавшихся на Воткинском заводе, — фрезерный вертикальный станок ВМ127М.
Выступавший на открытии выставки «Машиностроение. Металлургия. Металлообработка» 8 сентября председатель постоянной комиссии Госсовета УР по экономической политике, промышленности и инвестициям Валерий Бузилов, глядя на сверкающее тайваньское оборудование, отметил: «Те иностранные разработки, которые увидят сегодня специалисты, я думаю, что в Удмуртии сделать элементарно». Скорее всего, это действительно так, но на вопрос о том, почему не появились новые станки взамен снятого с производства, представители Воткинского завода ответили, что конкурировать по цене с азиатами сегодня практически невозможно. Действительно, трудно конкурировать, когда для запуска нового оборудования в серию нужно брать кредиты по ставке выше 15%.
По крайней мере, сама экспозиция не подтверждала другой тезис Валерия Бузилова о том, что «станкостроение в Удмуртии возрождается», — основную ее часть занимали дистрибьюторы крупных мировых брендов по металлорежущему оборудованию. Из главных удмуртских предприятий, кроме стенда Воткинского завода с твердосплавными фрезами, были только сарапульские — ЭГЗ с электротележкой и «Элеконд» со светодиодными светильниками.
Кстати, тот же завод «Элеконд» — единственный из предприятий Удмуртии участвует сейчас в отборе проектов для льготного финансирования из средств федерального Фонда развития промышленности под 5% годовых на срок до 7 лет. Он там представил свою программу по запуску в серию инновационных электрических конденсаторов. Отличные условия, но этот фонд пока из 1168 заявок одобрил только 23 проекта в 16 регионах, и Удмуртии среди них нет.
Нормальные герои всегда идут в обход
Крупнейшие ижевские машиностроительные предприятия не осчастливили выставку своими стендами, видимо, решив, что за них теперь будет отдуваться вновь созданная управляющая компания машиностроительного кластера. Зато их представители появились на проходившей в рамках выставки выездной сессии Минпрома республики по вопросу выдвижения работ на соискание государственных премий УР в области науки и технологий. «Аксион-Холдинг» представил подвижные командные комплексы нового поколения для стратегических ракетных войск, ИЭМЗ «Купол» — обучающий тренажер для зенитного комплекса ТОР-М2, концерн «Калашников» отчитался о внедрении современного метода изготовления деталей в производство стрелкового оружия, он заключается в прессовании смеси из металлического порошка и наполнителя.
Не хватает цивилизованного байства
Тем не менее можно сказать, что выставка состоялась, — 3,5 тысячи посетителей, 82 предприятия-участника из 18 российских регионов и Беларуси — неплохой результат. Один из участников выставки, представитель компании «Росэнергосервис» из Ростова-на-Дону Василий Симонов, поделился своими впечатлениями: «У нас вчера был «рыбный день», к нашему стенду люди подходили отовсюду — письмо в несколько строчек на работу пришлось отправлять час, настолько был загружен. Удалось собрать большую базу контактов, с которыми можно будет поработать».
Василий Симонов высказал пожелание к организаторам выставки, связанное как раз в связи с отсутствием представителей крупнейших ижевских предприятий: «Хотелось бы, чтобы организаторы в следующий раз смогли собрать в определенное время на выставке главных инженеров ведущих заводов и организовать для них прямые презентации, чтобы, не блуждая по экспозиции, за два часа можно было получить полный пакет контактов. В Казани, где подобная выставка проходила в прошлом году под эгидой президента Татарстана, просто звонили на предприятия из администрации и говорили: в такое-то время чтобы были. В каком-то смысле это байство, конечно, но цивилизованное и помогает делу».
Ижевские организаторы прокомментировали, что на все крупные предприятия были разосланы письма-приглашения, подписанные от имени правительства, а принудиловка — не лучший способ добиться результата.
Снова о ВВП
Так или иначе, выставка состоялась, участникам вручили дипломы. На закрытии выступил первый заместитель министра энергетики, ЖКХ и госрегулирования тарифов УР Сергей Сивцов, отметивший рост посещаемости выставок, впервые использованный организаторами методический стенд, правда, недостаточно оснащенный интерактивными технологиями.
Сергей Сивцов как чиновник, курирующий энергетику, подчеркнул, что проходившие в рамках выставки мероприятия по энергосбережению были весьма эффективны. После этого он или оговорился, или «проглотил» слово, только присутствовавшие услышали, что представленные на выставке инициативы помогут выполнить государственную программу энергосбережения, а именно — внимание! — «сократить ВВП на 40%».
Вероятно, Сергей Сивцов имел в виду снижение энергоемкости внутреннего валового продукта, однако на сайте, посвященном выставке, на момент написания этого материала висит отчет о закрытии выставки, в котором слова Сергея Сивцова процитированы именно так: «…сократить ВВП на 40%». А читатели сайта чешут затылок и думают: как же так, Путин бился за повышение ВВП в два раза, а сейчас в Удмуртии хотят снизить его на 40 процентов, не поймешь этих политиков. Неудобно получается, но еще печальнее будет, если этого просто никто не заметит на фоне общей информационной трескотни.