Пока общественность ждет решения Арбитражного суда Удмуртии по иску о разделе «Ижавиа», появляются интересные авиановости. Например, в актуализированном на днях перечне субсидируемых авиационных маршрутов появился рейс Санкт-Петербург — Ульяновск, который будет выполнять «Ижавиа» с 21 октября. Пассажирам, конечно, безразлично, субсидируется их рейс или нет, лишь бы билеты стоили недорого.
Судя по постановлению правительства России, регламентирующему предоставление таких субсидий, поправить экономику полетов за счет государства можно, например, в случае, когда объем воздушных перевозок по этому маршруту за предыдущий год не превысил 8 тыс. пассажиров. Видимо, рейсы из Ижевска в областные центры имеют более интенсивный пассажиропоток, поскольку, помимо ульяновского рейса, наш региональный перевозчик больше в этом списке нигде не фигурирует. К тому же московские маршруты вообще не субсидируются, а именно их дороговизна и стала основной претензией жителей Удмуртии к «Ижавиа». Так что придется искать другие источники удешевления полетов.
Переезда не будет
Многие уже махнули рукой на ценовой вопрос, узнав о том, что сроки реконструкции взлетно-посадочной полосы ижевского аэропорта приблизятся и летать какое-то время вообще придется через другие города. В этой связи называли аэропорты Нижнекамска и Перми. Эти предположения одно за другим отвергались «Ижавиа». Представитель компании по арбитражному делу о разделении прокомментировала «ДЕНЬ.org», что пермский аэропорт как база временной дислокации ижевской авиакомпании не рассматривался и не будет рассматриваться. 17 октября начальник службы организации делопроизводства и массовых коммуникаций компании Олеся Лямина вообще заверила, что ни в этом, ни в следующем году полеты из ижевского аэропорта прекращаться не будут. Если деньги на реконструкцию в 2017 году все-таки будут выделены, возможен вариант ночного ремонта или будет что-то другое, но аэропорт продолжит принимать самолеты.
Так что вопрос о ценах на билеты на рейс Ижевск — Москва по-прежнему актуален. Попробуем предположить, что может повлиять на этот вопрос положительно. Допуск серьезных игроков в наш регион ограничен, во-первых, из-за состояния взлетно-посадочной полосы, позволяющей принимать весьма небольшой перечень воздушных судов. Во-вторых, низкий класс пожарной безопасности аэропорта не позволяет существенно увеличить интенсивность полетов, что также отсекает конкурирующим компаниям, в частности «Саратовским авиалиниям», путь в столицу Удмуртии.
Конкуренция снова проиграла
Если не удается разблокировать конкуренцию перевозчиков, то, может быть, конкуренция поставщиков могла бы положительно повлиять на цену. На этом фронте в последнее время также произошли неутешительные события — Арбитражный суд Удмуртии 30 сентября отказал в удовлетворении требований «Комос-Групп» к «Ижавиа» по иску о признании недействительным ее положения о закупках, позволяющего без каких-либо ограничений размещать заказы на поставку авиационного керосина у единственного поставщика. Поскольку авиакомпания «Ижавиа» находится в полной государственной собственности, то к ней применяются требования федерального закона № 223-ФЗ. Согласно этим требованиям предприятие должно прописать в своих внутренних документах четкие правила проведения закупок у единственного поставщика.
«Ижавиа» выпустила такие правила, вписав туда пункт о том, что соответствующая комиссия может принять решение о закупке у единственного поставщика в случае, если «закупаются товары, работы, услуги, необходимые заказчику для осуществления основного вида деятельности». Керосин нужен для того, чтобы летать, — это основной вид деятельности, следовательно, формальные требования законодательства соблюдены и суд имеет все основания отклонить иск.
Справедливости ради надо признать, что цена на керосин, закупаемый сегодня «Ижавиа» у ООО «ТЗК Аэрофьюэлз», не самая высокая — 28,8 тыс. руб. за тонну — эти данные выложены в разделе мониторинга цен на ГСМ на сайте Росавиации. Странно только, что ижевский аэропорт попал в мониторинговые таблицы только с июня этого года, по крайней мере, все попытки найти информацию о цене керосина для ижевского аэропорта в начале 2016 года и раньше не увенчались успехом, хотя относительно других аэропортов такие данные имеются.
Вообще странно, что вопрос о конкурентных закупках горюче-смазочных материалов до сих пор не решен. Казалось бы, к этому нет никаких препятствий, достаточно региональным властям как представителям единственного собственника принять соответствующее политическое решение. Тем более что руководитель Удмуртского управления антимонопольной службы России Михаил Маренников не раз уже обращался к ним с подобным предложением, но призывы пока «уходят в песок». На портале «Закупки 360» приведена информация о том, что сегодня в целом по России 62% закупок по 223-ФЗ совершаются неконкурентным способом, в результате более 40% из них имеют нулевую или отрицательную экономию. Видимо, наши чиновники не хотят в этом вопросе бежать «впереди паровоза» и будут ждать недвусмысленного сигнала из Москвы, которой, похоже, пока не до этого.
Тем временем в Интернете возмущение завышенными ценами «Ижавиа» на маршруте Ижевск — Москва не утихают. На странице Сергея Сергунина в сети «Фейсбук» опубликована сравнительная таблица цен на билеты по сопоставимым маршрутам. Для сравнения взяты в том числе и города, расположенные значительно ближе к Москве, чем столица Удмуртии (Чебоксары, Киров, Казань, Ульяновск, Набережные Челны). В итоге по средней стоимости рейсов Ижевск обошел всех со значительным отрывом (от 37 до 161%). Я перепроверил по данным на ближайшие пару дней по порталу Skyscanner — сравнивал уже не средние, а минимальные цены в Кирове и Набережных Челнах. Разница опять не в пользу Ижевска.
Наш самый дешевый вариант на 19 октября — это билет компании «Руслайн» по цене 6 706 руб. (у «Руслайна» всего один рейс из Ижевска в Москву и не самое удобное время вылета). Минимальная цена «Ижавиа» по маршруту Ижевск — Москва — 6 890 руб. Из Кирова можно улететь в столицу на самолете компании «Победа» за 1 529 руб., UTair — 4 085 руб. Набережные Челны предлагают билет до Москвы «S7 Эйрлайнс» за 2 100 руб., «Аэрофлотом» — от 3 500 руб.
Для жителей Удмуртии перелет в Москву еще на несколько лет может остаться ВИП-услугой. Я специально прокатился до аэропорта — освежить воспоминания. Там сейчас подстриженные газоны, платная парковка со шлагбаумами, кругом модный синий забор с колючей проволокой и пустота. Авиация в Ижевске попала в замкнутый круг — чтобы оживить аэропорт, нужно снизить цены, но, чтобы снизить цены, нужно в разы увеличить пассажиропоток. Самостоятельно выйти из этого окружения «Ижавиа» вряд ли сможет.