Договор передачи теплосетей Ижевска в аренду ООО «УКС» — бумага, дающая империи Вексельберга возможность выкачивать из населения города миллиарды рублей и лишающая администрацию Ижевска способности хоть как-то влиять на эту ситуацию. Как мог муниципалитет в 2008 году подписать такой документ, теперь уже не суть важно. Сейчас главный вопрос — как губительное влияние этого договора пресечь. На депутатских слушаниях, где обсуждалась критическая ситуация с пуском тепла в Ижевске, было высказано предложение договор пересмотреть. И нет сомнений, хозяевам УКСа изменения не понравятся. Почему — ответ очевиден.
Бабушка не надвое сказала
Надо отметить, ничего нового на депутатских слушаниях не прозвучало. Как и предупреждали накануне слушаний общественники, долги за потребленные ресурсы УКС поставит во главу угла причин срыва начала отопительного сезона. И правда, цифры были озвучены внушительные.
«Это выгодно УКСу, они приписывают некорректные платежи, некорректные адреса, потому что это выгодно им, — рассказал член Общественной палаты Александр Шерминский. — Им говорят — где деньги, а они — миллиарды задолженности. Откуда эта задолженность — никто этим не занимается».
Об этом же шла речь и на прошедшей накануне встрече руководителя фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ» в Гордуме Ижевска Сергея Щукина с представителями общественных организаций «Городской общественный совет "Товарищ"» (ГОСТ) и «Ассоциация ТСЖ и Советов МКД», старшими по домам и просто неравнодушными гражданами. Общественники единогласно приняли решение начать сбор подписей под обращением к мэру Юрию Тюрину и главе Удмуртии Александру Соловьёву о том, что ижевские теплосети нужно изъять из цепких лап империи Вексельберга, провести аудит задолженности за потребленный ресурс и проверить, как УКС выполнял условие договора аренды об инвестициях в модернизацию сетей.
«За почти восемь лет аренды, как говорят специалисты, теплосети убили, и фактически сейчас придется создавать новые. Нужно разобраться, что за эти годы произошло, сколько денег вексельберговская структура вложила в теплосети и сколько выкачала», — резюмировал обращение Сергей Щукин.
Кстати, о долгах. Общественники собрали мешки писем жителям Ижевска от УКСа, оформленных под исковое заявление о требовании предприятия оплатить задолженность, которой на самом деле нет.
«Они приписали мне какой-то долг, у меня его нет, и я его не плачу. Так они мне говорят, что в суд на меня подадут, кредитную историю испортят и за границу-то я не смогу выехать!» — рассказала об угрозах неминуемой расплаты жительница одного из ижевских домов.
Чей папа круче?
С этими мешками исковых заявлений общественники пришли на депутатские слушания, правда, слова им так и не дали. Даже изначально всех пускать не хотели, объясняя это нехваткой мест в зале.
Зато много слов сказал исполнительный директор УКСа Ярослав Балобанов. Едва успевая записывать вопросы депутатов, в ответах упомянул физику, экономику, риторику и философию, в перерывах смачивая минералкой горло, пересыхающее то ли от волнения, то ли от духоты, то ли от того, что связки перенапряглись.
«Почему ижевчане замерзали в начале отопительного сезона?» — задали главный вопрос депутаты.
Ярослав Балобанов ответил, что собранных с населения денег не хватило, чтобы купить подскочившие в цене из-за скачка доллара трубы, и долги. Народные избранники спросили, кто должен и сколько? Глава УКСа отправил интересующихся на сайт предприятия.
— А депутатам-то не представите эту информацию? Почему мы должны на сайте искать, скажите сейчас! — прозвучало из зала.
— У вас депутатский запрос есть на эту тему? — спросил директор УКСа. — Я просто боюсь не сориентироваться в точной сумме, поэтому не собираюсь обвинять впустую.
Однако, глядя в сторону депутата Госсовета Удмуртии Наиля Кутдузова, одну фамилию все же назвал.
— Например, у господина Кутдузова, не того, который в зале, а другого, задолженность личная 98 млн рублей, есть соответствующее решение суда, которое обжалуется, — уточнил Ярослав Балобанов, имея в виду Рауфа Кутдузова — владельца группы управляющих компаний Ижевска.
Кутдузов-младший это заявление без внимания не оставил.
— Вы знаете другого Кутдузова, кроме меня и Рауфа Нурмухаметовича? — спросил Наиль Кутдузов.
— Вы хотите уточнить, не вашего ли папу я имел в виду? Да, вашего папу, — ответил Балобанов.
— Прошу быть аккуратнее с задолженностью, — предупредил Наиль Кутдузов своего оппонента.
С личностей эти два молодых человека перешли на долги в целом, но все равно это было похоже на спор двух сынков о том, чей папа круче. Вот только у одного — папа Кутдузов, у другого — «отец империи» Вексельберг.
В убытке по плану
В зале справедливо заметили, что не к лицу представителю бизнеса Балобанову жаловаться на долги, поскольку это — частная проблема хозяйствующего субъекта. И вот тут разговор наконец подошел к главному — бизнеса-то как такового нет!
Депутат Сергей Сурнин озвучил опубликованные УКСом цифры по расходам и прибыли, из которых получалось, что предприятие ежегодно работает с минусом в 400–700 млн рублей. Тему продолжил делегированный на слушания общественниками Александр Шерминский.
— То есть, я так понимаю, вы просто добросовестно работаете себе в убыток? — спросил член Общественной палаты.
— Да, — честно ответил руководитель УКСа.
— Бесплатно отдаете, потому что прибыли-то у вас нет?
— Да.
Но ведь в бизнесе так не бывает, бизнес — это и есть прибыль. Точки над i попытался расставить мэр Ижевска Юрий Тюрин на примере все тех же долгов.
«Для меня это была загадка, почему частная компания бизнесмена Вексельберга не может забрать долги у бизнесмена Кутдузова? — сказал градоначальник. — Трудно в это поверить, но ответ лежит на поверхности: УКС просто не считает теплосети своим серьезным бизнесом! Бежит тихонечко оно само и бежит, в убыток и в убыток, год прошел, второй прошел, и мы потихонечку все вместе в этом болоте тонем: администрация, УКС, и жители остаются без услуги. Мы никак не можем ответить на вопрос, потому что не туда смотрим. А дело-то в том, что если бы Кутдузов отдал 155 миллионов долгов Вексельбергу, то ему бы пришлось вложить эти деньги в сети, и в результате Вексельберг все равно ничего не получит, и чего тогда стараться-то? Ну, есть долги и есть. Они хоть так, хоть эдак — в сети не попадают».
Если говорить прямо, УКС — это не бизнес, а специально созданная структура — транзитная лента, по которой деньги, собранные в Ижевске, напрямую перекачиваются на счета олигархии.
Что написано пером
По словам Юрия Тюрина, причина такой ситуации — в договоре аренды, составленном в ущерб собственнику сетей, то есть Ижевску, и на выгоду арендатору.
«Я внимательно его посмотрел, на трех страницах договор ни о чем, там нет никаких прав у администрации, изначально не записано, и УКС этим, к сожалению, активно пользуется, — отметил мэр Ижевска. — Мы не можем ни о чем спросить, дело дошло даже до того, что инспекция выписывает штрафы, они сразу вычитают эту сумму из сетей, и опять — никаких проблем. Это главная беда, и, когда называют причины, я вот внимательно записывал за докладом Ярослава Викторовича, оказалось, причина-то — труба и погода. И чтобы выйти из ситуации, надо трубы поменять и погоду. Лето сделать, и нормально будет».
Нормально будет, когда будет пересмотрен договор аренды. Город намерен предложить УКСу соглашение, в котором будет прописано, кто за что отвечает, кто сколько денег вкладывает и кто и как будет наказан за неисполнение условий соглашения. Эту мысль Ярослав Балобанов никак не прокомментировал, поскольку всем ясно, что решений никаких он не принимает.
К слову, когда депутаты пытались спросить главу УКСа о том, как предприятие распоряжается собранными за тепло и горячую воду деньгами, ответа не получили. Пояснить ситуацию мог бы специалист энергетической комиссии, приглашенный на сессию, но проигнорировавший приглашение. Такое поведение глава Гордумы Олег Гарин намерен обсудить с главой Минэнерго, ЖКХ и госрегулирования тарифов Иваном Марининым, который, кстати, как никто другой, владеет ситуацией, поскольку имел некое отношение к процессу передачи сетей в аренду.
Более чем двухчасовой разговор получился каким-то незаконченным. Общественники разочарованно ушли, унося с собой аргументы беспредела — мешки с исковыми заявлениями. А глава Ижевска Юрий Тюрин и администрация главы республики Александра Соловьева скоро тоже будут получать корреспонденцию мешками: члены общественных организаций, уходя со встречи с руководителем фракции «ПАТРИОТЫ РОССИИ», унесли с собой сотни бланков для сбора подписей. Глядя на их решительные лица и зная, какой температуры кипит гнев народа из-за недостаточной температуры теплоносителя, сомнений нет — все листы будут заполнены и отправлены адресатам.