Полная версия Мобильная версия

Интервенции в молочные реки. Сельхозпроизводители Удмуртии в замешательстве от инициативы властей

K 4540
J
Мария Вотякова

Главная тема последних дней марта для сельхозпредприятий ­— вхождение Удмуртии в состав девяти регионов, в которых уже этим летом будут проводиться государственные молочные интервенции. Тем не менее региональные участники рынка, которым вроде бы так повезло, не разделяют всеобщего воодушевления.

Фото: agroinfo.comИсточники дисбаланса

В целом молочные интервенции — это закупка государством существенных объемов сухого цельного или сухого обезжиренного молока и сливочного масла с целью оказать влияние на рынок, а точнее, уменьшить сезонную волатильность цен. Летом, в так называемый сезон «большого молока», сырого продукта производится больше, чем зимой, а значит, и закупочные цены на сырое молоко в холодное время года возрастают. В летний же период, наоборот, закупочные цены на сырое молоко могут падать в среднем на 20–25%.

Кроме того, в России растет себестоимость производства сырого молока: за последнее время она увеличилась на 40% и составляет примерно 17 рублей за литр в среднем по рынку и 23-24 рубля за литр на новых комплексах.

Фото: speerstra.comВ связи с этим несколько лет обсуждаемую идею интервенций на рынке сухого молока Минсельхоз РФ решил воплотить в жизнь уже летом этого года. Замминистра сельского хозяйства России Сергей Левин 11 февраля 2016 года заявил, что на государственные интервенции в этом году выделят от 800 до 900 млн рублей. А проводить эти интервенции будут в девяти регионах страны: Татарстане, Башкирии, Белгородской, Саратовской, Омской, Оренбургской и Новосибирской областях, Алтайском крае и Удмуртии.

По оценкам Минсельхоза РФ, в этих девяти регионах производится до 90% всего российского сухого молока, а в летний период — до 2,5 млн тонн сырого молока. Кроме того, здесь есть сушильные мощности и бывают серьезные сезонные перепады в ценах на молоко.

«Девять регионов были определены как основные источники дисбаланса на молочном рынке с точки зрения ценообразования в период сезонных перепадов, именно в этих регионах мы планируем начать интервенции», — приводит слова Сергея Левина портал Milknews.

Цена с подвохом

Однако в Минсельхозе Удмуртии с этими данными не согласны, по словам заместителя министра сельского хозяйства Евгения Шкарупы, республика круглый год производит примерно одинаковое количество сырого молока.

Евгений Шкарупа«Мы круглый год, и летом и зимой, доим примерно одинаково, разница от 7 до 10 процентов, — комментирует Евгений Шкарупа. — Сегодня у нас молоко покупают переработчики на 1,6 рубля дешевле, чем в прошлом году, но летом 2015 года мы выглядели лучше, чем наши соседние регионы. У них стоимость молока была от 14 до 16 рублей, а у нас она все-таки держалась в пределах 17-18 рублей. Сегодня у них большой коэффициент увеличения молока в летний период, идет очень резкий скачок. В Удмуртии, к счастью, сейчас такого нет».

На данный момент сухое молоко в республике производят только три предприятия: ООО «Ува-молоко», ОАО «Милком» и ОАО «Воткинск-молоко». По данным замминистра сельского хозяйства УР, в 2015 году в Удмуртии произвели 5,5 тысячи тонн сухого обезжиренного молока, при этом мощностей хватит для производства 10-11 тысяч тонн в год.

«Мы загружены примерно на 50% мощности по сухому молоку в республике, — утверждает Шкарупа. — Сливочного масла мы произвели 8,5 тысячи тонн, но можем произвести 20–22 тысячи тонн при желании».

Однако основным вопросом остается механизм проведения молочных интервенций, который пока находится в стадии разработки.

Фото: good-sovets.ru«Условия интервенции по молоку выглядят следующим образом: объявили цену летом, в „большое молоко“, произвели закуп продуктов, заложили на склад, — уточняет Евгений Шкарупа. — Но при невостребованности на рынке данных продуктов производитель, у которого закупили, обязан будет с дисконтом выкупить это все обратно. Излишки от зерновых интервенций мы всегда сможем реализовать за границу, потому что зерно востребовано, а молоко мы куда вывезем, если оно, наоборот, отовсюду прет к нам. Понятно, что производителям придется выкупать молоко обратно с дисконтом, но тут подвох может быть в том, что с дисконтом молоко может выйти дороже, чем сложившаяся цена на рынке. Получается, что производитель должен будет выкупать его дороже, чем оно на рынке на данный момент стоит».

Всеобщая неготовность

Сами участники молочного рынка Удмуртии о молочных интервенциях в республике, по их словам, знали только по слухам, которые частично подтвердились на совещании Минсельхоза об итогах работы АПК в 2015 году, прошедшем в Завьяловском районе 31 марта.

«Никто пока ничего не знает, вопрос по интервенциям на совещании, конечно, подняли, но решения никакого по нему нет, и сегодня с этими интервенциями никто не готов работать, — утверждает финансовый директор ООО «Ува-молоко» Татьяна Зубарева. — Ни инструментов для решения этого вопроса пока нет, ни информации. Они, конечно, написали, что хотят до 1 июня проработать весь механизм, но далеко не факт, что это получится».

Фото: otvetrazom.ruДополнительной проблемой для проведения молочных интервенций на территории Удмуртии станет нехватка складских помещений на перерабатывающих предприятиях. По данным Минсельхоза, в республике есть площади для хранения лишь 320 тонн сухого молока и 300 тонн масла.

«Для того чтобы реализовать эти интервенции, необходимо ответить на вопрос: где будет храниться готовая продукция? — рассуждает Зубарева. — У нашего предприятия нет свободных складских помещений, чтобы хранить свою же продукцию без реализации. Где это все будет консервироваться? Вопрос еще вообще никак не решен. У нас просто никто не готов работать с молочными интервенциями».

Впрочем, общего воодушевления не разделяют и производители сырого молока республики, которым теоретически интервенции должны сыграть лишь на руку — повысить закупочные цены в период «большого молока».

«Будет ли это выгодно производителям, сказать сложно, — комментирует руководитель СХПК «Колос» Вавожского района, депутат Госсовета УР Владимир Красильников. — В целом, наверное, это способно как-то сгладить сезонность производства молока, особенно в мелких хозяйствах, которых в России и в Удмуртии еще полным-полно. Крупные хозяйства в принципе такой сложности не имеют: мы что летом, что зимой доим одинаково. Речь ведь идет о закупке готовой продукции у переработчиков. Для производителей, для нас, это ничего, скорее всего, не даст, не имеет никакого значения».

По словам участников рынка, новое требование грозит не только дополнительной бумажной волокитой, но и остановкой производства и прекращением поставок молока в магазины по всей стране... Читать далее...Между тем Минсельхоз Удмуртии направил письмо в Министерство сельского хозяйства РФ с подробной информацией о мощностях местных перерабатывающих предприятий и своими предложениями касательно условий молочных интервенций, чтобы сделать их реализацию возможной на территории республики.

«Мы свои предприятия предложили, свои объемы производства, мощности представили в Москву, — уточняет начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза Удмуртии Казимир Мазец. — Если будут интересные предложения со стороны федерального центра, которые будут устраивать наши предприятия, тогда они, естественно, примут участие в торгах. Зависит от того, насколько эти предложения будут интересны».


Читайте также