Публичные встречи членов ассоциации «Деловая Удмуртия» происходят нечасто. По крайней мере, последним мероприятием, более или менее широко освещавшимся в прессе, стала встреча в октябре 2013 года с Александром Соловьевым, который тогда был членом Совета Федерации от Удмуртии, но уже в феврале 2014 года был назначен временно исполняющим обязанности главы УР. На этот раз участники местного аналога Бильдербергского клуба собрались, чтобы оценить возможности продвижения интересов удмуртского бизнеса на высшем федеральном уровне.
«Они там шоу устраивали, и это шоу было из нескольких частей. И вот мы говорим, есть ли какой-то материальный результат шоу или нет?» — задал вопрос присутствовавшим чиновникам внезапно появившийся на мероприятии известный бизнесмен и депутат Госсовета УР Андрей Осколков, имея в виду презентацию республики в Совете Федерации и Дни Удмуртии в Москве.
Глава постоянной комиссии по экономической политике, промышленности и инвестициям Госсовета УР Валерий Бузилов рассказал о поддержке инициативы Удмуртии о дополнительных субсидиях регионам, перечисляющим в федеральный бюджет более 50% налогов, собираемых на их территории, не только в Совете Федерации, но и на нескольких депутатских комитетах Госдумы. Однако бизнесмены, хорошо зная цену московскому чиновному словоблудию, радоваться не спешили.
Консолидированное мнение, высказанное представителями удмуртского бизнеса, таково, что надежды на положительное решение по законодательной инициативе, посягающей на Бюджетный кодекс, равны нулю. В лучшем случае Удмуртия может рассчитывать на какие-то разовые субсидии. «Главное действующее лицо там Силуанов» (глава Минфина РФ Антон Силуанов. — Прим. «День.org»), — отметил Андрей Осколков.
Вице-спикер Госсовета УР Софья Широбокова, проводившая утром того же дня свою очередную пресс-конференцию, тоже была не особенно оптимистична по поводу дополнительной федеральной помощи. Последние новости таковы, что на весенней сессии Госдумы РФ инициатива Удмуртии рассматриваться не будет. Получается, что нынешний депутатский состав передаст эту проблему своим преемникам — депутатам седьмого созыва.
Власти Удмуртии приводят все новые аргументы в подтверждение справедливости своих притязаний на дополнительную помощь. На этот раз Софья Широбокова указала на отставание роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики от тех, которые уходят в федеральный бюджет. С 2000-го по 2015 год налоговая база в Удмуртии увеличилась более чем в 11 раз — с 12 до 138 млрд рублей, а налоги, остающиеся в республике, только в 8 раз — с 6 до 48 млрд рублей.
«Удмуртии не хватает привлекательности, маскарады ее не увеличивают, — резюмировал Осколков. — Мы все белой завистью завидуем Татарстану. Откуда деньги тащат? Отовсюду, где только можно брать».
Обмелели ручейки
На встрече был озвучен прогноз о резком уменьшении гособоронзаказа в 2019 году — смягчение иссушающего воздействия падающего спроса в экономике, которое дают сегодня Удмуртии оборонные предприятия, закончится. Бизнесу вместе с властями республики нужно успеть найти замену этим проектам.
Руководитель группы предприятий «ЖРП №8» Фарит Губаев и директор группы компаний «Джоссер» Игорь Газетдинов подняли вопрос о «битве» за федеральные субсидии управляющим компаниям на капитальный ремонт, которую они несколько лет вели при поддержке Минстроя России.
Планировалось запустить пилотный проект через Ижкомбанк с использованием финансирования МСП-банка, однако программа, по словам Игоря Газетдинова, «сдохла».
Фарит Губаев пояснил, что в Ижевске есть с десяток многоквартирных домов, жильцы которых готовы вкладывать собственные средства в капитальный ремонт, в том числе с использованием кредитных средств, но при ставке 18–20% годовых и отсутствии субсидирования они пойти на это не в состоянии. Валерий Бузилов напомнил о том, что бюджетом УР предусмотрено 10%-ное софинансирование. Эта мера заработает после того, как Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в УР аккумулирует достаточно средств и начнет их рационально использовать. Возможно, что это заработает, но, опять-таки, без привлечения федеральных денег. С ними все гораздо сложнее.
Директор и владелец ООО «Центр высоких технологий» Олег Вылегжанин рассказал о развитии истории с получением федеральной поддержки на создание ИТ-парка, освещавшуюся недавно «ДЕНЬ.org». Согласно программе Минкомсвязи России федеральный бюджет может вернуть часть налогов, перечисляемых резидентами парка. Правда, поскольку основная часть ИТ-компаний работает без НДС, нет достаточной налоговой базы для получения возмещения, и теперь ведется поиск компании, так или иначе близкой по профилю деятельности к ИТ-рынку, которая заявится в качестве резидента и сможет вернуть на нашу территорию какую-то часть денег, которые как пылесосом фискальные органы выкачивают сейчас в центр.
Как местный бизнес будет использовать эти средства — другой вопрос, коммерческие предприятия ориентируются на получение прибыли, и рассчитывать на какие-то серьезные социальные проекты и резкое повышение зарплаты на предприятиях, получающих поддержку, не приходится. Тем не менее в условиях денежного голода любые финансовые «ручейки», направленные в Удмуртию извне, уже благо.
Однако какой-то четкой консолидированной линии работы по привлечению этих «ручейков» «Деловая Удмуртия» найти пока не смогла. Валерий Бузилов анонсировал лоббистские возможности вице-спикера Госдумы РФ Андрея Исаева, собирающегося баллотироваться в Думу нового созыва от Удмуртии. По его словам, Исаев отвечает за подготовку программы «Единой России» и мог бы включить туда какие-то совместные предложения бизнесменов Удмуртии.
Правда, судя по реакции на это сообщение, никто из присутствовавших на встрече бизнесменов всерьез его потенциал не рассматривает. Они больше рассчитывают, пожалуй, на самого Валерия Бузилова, также собирающегося баллотироваться в Госдуму.
Очевидно, что ассоциация, объединяющая первых лиц крупных и средних независимых удмуртских компаний, то есть таких, у которых центр принятия решений находится в республике, обладает достаточным политическим весом и информированностью, чтобы существенно влиять на происходящие в экономике и политической сфере Удмуртии процессы. Настолько же очевидно и то, что тенденции в экономике задают все-таки события, происходящие на федеральном уровне.
Консолидированный бюджет Удмуртии все больше сводится к распределению ассигнований на зарплату бюджетников, с учетом растущего госдолга платежеспособность республики решающим образом зависит от федеральной помощи, которая, в свою очередь, связана с мощью лоббистского потенциала УР. Нужна поддержка людей, без стука входящих в высокие московские кабинеты. Иначе все наши потуги на эксклюзивное отношение Москвы останутся просто шоу.