Полная версия Мобильная версия

Долгосрочные возможности для Ижевска. Подружится ли Николя Иванович с Александром Васильевичем?

K 3308
J
Дмитрий Манылов

Общение нового президента АвтоВАЗа Николя Мора с журналистами в ходе его первой встречи с главой Удмуртии Александром Соловьевым ограничилось коротким пресс-подходом. Усилиями руководителя пресс-службы предприятия Сергея Ильинского все мероприятие уместилось в восемь минут. Николя Мор подтвердил стабильное положение ижевской площадки АвтоВАЗа, но в ответ на режим наибольшего благоприятствования и налоговые льготы предложил Удмуртии лишь «долгосрочные возможности».  

Фото: © «ДЕНЬ.org»Что касается налоговых льгот, то тут Удмуртия в свое время использовала имеющиеся в ее распоряжении инструменты поддержки. В декабре 2013 года инвестиционный проект ООО «Объединенная автомобильная группа» победил в конкурсе на получение льгот по налогам на прибыль и на имущество в бюджет республики. Думаю, что, если бы сейчас на нашем региональном горизонте появился инвестпроект, связанный, например, с локализацией производства автокомпонентов в Удмуртии, особых проблем с получением подобных льгот у него бы не было.

Фото: пресс-служба главы и правительства УР.Другое дело, что, к сожалению, те инструменты привлечения инвестиций, которыми располагает Удмуртия, не станут решающим фактором при принятии серьезных решений по локализации производства. Вопрос о перспективах сотрудничества республики с АвтоВАЗом Александр Соловьев переадресовал своему французскому коллеге, шутливо величая его по батюшке на русский манер: «Я думаю, перспективы видит Николя Иванович, но мы, естественно, живем этими же перспективами, потому что они значимы, — здесь работает много жителей Удмуртии. Нас интересует налоговая база, которая будет перечисляться в бюджет Удмуртии, и, конечно, мы, руководство республики, стараемся поддержать работу автозавода налоговыми послаблениями».

Не до жиру

Налоговая база, о которой упомянул Александр Соловьев, — это прежде всего налог на доходы физических лиц, уплачиваемый с зарплаты заводчан. Повышение зарплат в «Объединенной автомобильной группе» автоматически положительно сказалось бы на консолидированном бюджете Удмуртии, и это было бы гораздо существеннее, чем выпадающие доходы в связи с предоставлением льгот по налогам на прибыль и имущество. В существующих условиях сложно ожидать какого-то серьезного повышения зарплат, даже сохранения их реального наполнения с учетом инфляции. Тем не менее ижевская площадка в последние годы находится в лучшем положении по сравнению с коллегами из Тольятти. Поэтому, к сожалению, «не до жиру, быть бы живу».

Благополучие автопроизводства в Ижевске сегодня напрямую зависит от успешности продвижения «Лады Весты». Президент АвтоВАЗа напомнил, что с марта 2016 года она устойчиво находится в пятерке самых продаваемых автомобилей в России.

«Мы будем расширять этот успех, — отметил Николя Мор. — Начнем с экспорта этих продуктов за рубеж. Затем будем вводить новые опции, например, новые двигатели. Я уверен, что объем производства в Ижевске останется на достаточно высоком уровне, так что мы сможем внести свой вклад в экономику Удмуртии. Уверен, что мы будем регулярно встречаться с Александром Васильевичем, в особенности когда мы будем обсуждать наши долгосрочные возможности».

«Лада-Веста» без опознавательных знаков во Франкфурте. Фото: ladavesta.netТо, о чем бывший президент АвтоВАЗа Бу Андерссон предпочитал не распространяться, Николя Мор озвучивает прямо — речь идет об экспортных возможностях «Лады Весты». Если Андерссон главной целью ставил увеличение с помощью «Весты» доли АвтоВАЗа на рынках Москвы и Санкт-Петербурга, то Николя Мор более реалистичен. В условиях падения спроса на российском рынке он, похоже, ставит на захват новых территорий.

Не случайно перед презентацией «Весты» в России ее инкогнито, со скрытой эмблемой, показали жителям Франкфурта, задав вопрос: какая марка, по их мнению, представила эту новинку? Искушенные жители Франкфурта назвали почти всех крупнейших автопроизводителей в бюджетном сегменте, видимо, тогда уже стало понятно, что экспортный потенциал при условии сохранения низкой себестоимости есть.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Так что по поводу масштабных сокращений персоналу автопроизводства в Ижевске опасаться не приходится. Руководитель ООО «Объединенная автомобильная группа» Михаил Рябов рассказал об удвоении объемов выпуска «Весты» с начала года, всего в 2016 году в Ижевске выпустят 60 тысяч автомобилей этой модели. Еще 30 тысяч — «Лада Гранта» и «Ниссан».

Несколько тревожно для Ижевска прозвучала информация о том, что концерн рассматривает возможность сборки «Весты» в Казахстане, где уже сейчас собирают «Лада 4х4» и в ближайшее время прибавят к ней «Гранту», «Калину» и «Приору». Однако, поскольку речь, по словам Николя Мора, может идти только об «отверточной» сборке из автокомплектов, Усть-Каменогорск вряд ли может составить конкуренцию Ижевску на российском и глобальном рынке.

Две локализации

Не менее важно, чтобы производство пустило корни в удмуртской земле через взаимодействие с местными поставщиками — это придало бы импульс развития всей региональной экономике. К сожалению, по этому вопросу приходится констатировать практически полный ноль... Читать далее...Если перспективы площадки АвтоВАЗа в Ижевске, по крайней мере по части сохранения существующих объемов производства и персонала, условно положительны, то в целом будущее производства автокомпонентов в России туманно. Например, как можно трактовать реплику Николя Мора о планах по новым двигателям для «Весты»? В ижевском дилерском центре «Лада» мне сказали, что все «Весты» идут с российскими двигателями объемом 1,6 литра, которыми оснащены автомобили «Лада Приора». Останется ли новый двигатель российским — большой вопрос.

Долгосрочные возможности, о которых упоминал Николя Мор, — это, видимо, та «сладкая конфетка», которая у президента АвтоВАЗа будет для властей Удмуртии всегда наготове. Сегодня экономическая конъюнктура благоволит к локализации производства в России, но наиболее реальным и предпочтительным вариантом локализации для концерна остается перенос производства комплектующих глобальными поставщиками на российскую территорию.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Отвечая на мой вопрос о перспективах изменения структуры поставщиков автокомпонентов в течение ближайших двух лет, Николя Мор на первое место поставил именно такую локализацию. В качестве наиболее перспективного он привел пример корейского поставщика сидений, который сейчас собирает их в России, но при этом импортирует все комплектующие.

«Им следует локализовать производство комплектующих в России», — отметил президент АвтоВАЗа.

По второму направлению локализации — увеличению числа чисто российских поставщиков — Николя Мор сделал акцент на необходимости улучшения качества продукции и конкурентоспособности.

«Это касается и поставщиков из Удмуртии», — поставил точку глава АвтоВАЗа.


Читайте также