Мысли о сенаторе. Кем могут заменить экс-президента Удмуртии Волкова в Совете Федерации?

Михаил Красильников

Через год в Удмуртии обновится не только состав и, вероятно, численность депутатов Госсовета, но и сменится представитель республиканского парламента в Совете Федерации. На место экс-президента Александра Волкова уже начинают искать более приемлемые фигуры. «ДЕНЬ.org» решил поразмышлять, кто мог бы претендовать на эту роль.

Александр Волков в Совете Федерации. Фото: council.gov.ruПредстоящий год депутаты Госсовета Удмуртии проведут не только в традиционной рутине принятия новых законов и корректировке ранее принятых, но и во всевозможных консультациях. Связаны они будут поначалу с сокращением численности мест в республиканском парламенте с 90 до 60. Похоже, провести их, как планировалось, до октябрьской сессии не получилось. В опубликованном проекте повестки заседания Госсовета, которое пройдет в следующий вторник, этого пункта нет, да и на комиссиях он официально не поднимался. А поставить точку в столь щепетильном вопросе надо бы в этом году.

Если депутаты согласятся на собственную оптимизацию, последуют консультации, кому быть в новом составе Госсовета, выборы в который пройдут в сентябре 2017 года.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Одновременно будет звучать и еще один серьезный вопрос, который пока, вероятно, еще никто не поднимал. Новый Госсовет изберет и нового своего представителя в Совете Федерации. Сейчас сенатствует экс-президент Удмуртии Александр Волков.

Напомним, что кресло в Совете Федерации он получил после назначения исполняющим обязанности главы УР Александра Соловьева в феврале 2014 года, который как раз до этого был сенатором. Согласно федеральному закону членом Совета Федерации — представителем законодательного органа субъекта федерации может стать только депутат этого органа. Поэтому Александру Волкову пришлось быстренько стать сначала депутатом Госсовета — ему был передан освободившийся мандат Петра Данилова, который был назначен замминистра культуры УР. Сам Волков в свою очередь возглавлял список «Единой России» на  выборах в Госсовет в 2012 году, но отказался от мандата.

12 марта 2014 года 58 голосами «за» и 18 «против» Александр Волков был избран депутатами Госсовета сенатором.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Конечно, все тогда понимали, что федеральная должность была дана экс-президенту в качестве этакого «золотого парашюта», чтобы он не создавал проблем новому руководству республики. Совет Федерации — это вполне традиционный путь для экс-губернаторов, чьих заслуг и умений недостаточно, чтобы перейти на работу в правительство или администрацию президента.

Однако очень сомнительно, что Волкова оставят еще на один срок в Совете Федерации. Для нынешнего руководства республики он своего рода заноза, которая время от времени все-таки беспокоит. Одного его короткого эмоционального выступления в Госсовете хватило, чтобы законопроект о сокращении привилегий высшего должностного лица в Удмуртии, в том числе бывшего, не набрал нужного количества голосов депутатов.

Выборы в следующем году позволят обновить состав Госсовета УР и в значительной мере сократить влияние экс-президента. Именно этим вопросом, вероятно, озадачены в администрации главы УР.  Скорее всего, Волкова даже не допустят в депутаты Госсовета, и на этом его государственно-политическая карьера может завершиться. Однако будет ли ему спокойно сидеться на пенсии?

Владимир Торлопов. Фото: komiinform.ruВот, к примеру, совсем недавно бывшего сенатора от Республики Коми Владимира Торлопова, который до Совета Федерации работал главой региона, задержали по нашумевшему «делу Гайзера» о мошенничестве. С Коми и прежним руководством республики связано и дело, возбужденное в отношении топ-менеджеров «Реновы» и «Т Плюс», которые, по версии следствия, давали многомиллионные взятки высокопоставленным чиновникам Коми за создание комфортных условий работы. Кто знает, может, следователи захотят проверить, а не было ли подобного в Удмуртии, и тогда вопросы могут появиться и к экс-президенту УР?

Кто же подходит на роль члена Совета Федерации, который будет представлять парламент республики? На нее, пожалуй, исходя из существующей практики, подходят четыре категории людей.

Владимир Невоструев. Фото: © «ДЕНЬ.org»Первая — почетные отставники. Сенаторское кресло для них — это своего рода поощрение за заслуги, а существующий пост передается более молодому госслужащему. Вполне возможно, что будет рассматриваться нынешний председатель Госсовета Владимир Невоструев, если у руководства республики появится иная кандидатура на его пост.

В сенаторы можно было бы рассмотреть и кандидатуру премьера Виктора Савельева, но это вряд ли разрядит обстановку внутри структуры республиканской власти. Скорее наоборот, «командированный» в Москву Савельев может начать плести политические интриги, ожидая своего часа.

Андрей Осколков. Фото: © «ДЕНЬ.org»Вторая категория — местные инвесторы, для которых небезразлично успешное развитие экономики республики. Представлять интересы Удмуртии в Совете Федерации могут действующие депутаты, владеющие крупными капиталами, Андрей Осколков, Андрей Шутов, экс-руководитель «Теле 2» в Удмуртии Виктор Русских, а также известный предприниматель Виктор Хорошавцев, у которого уже есть опыт работы сенатором.

На эту роль мог бы подойти и руководитель УДС-холдинга Алексей Чулкин, однако его участие в выборах в Госдуму РФ в качестве кандидата от Партии роста и попытка противостоять единороссу Алексею Загребину сильно изменили отношение к нему со стороны властных структур.

Фото: council.gov.ruТретья категория — лоббисты. Это люди, которые не будут просто отсиживаться в Совете Федерации, а целенаправленно и профессионально лоббировать конкретные корпоративные инициативы. На эту роль скорее могут претендовать «варяги», чем кто-то из республики. По закону кандидат в сенаторы должен непосредственно перед выдвижением прожить в регионе, который он будет представлять, не менее 5 лет либо по совокупности не менее 20 лет. Это ограничение не касается членов Совета Федерации и депутатов Госдумы, которые избирались от этого региона.

Александр Чекалин и Александр Волков. Фото: © «ДЕНЬ.org»Четвертая категория — возможный преемник Соловьева. Совет Федерации мог бы послужить для него одновременно хорошей школой и проверкой, а также неплохим трамплином для повышения до поста главы региона. На практике видно, что сенаторы действительно нередко становятся губернаторами. Между тем даже в кулуарах пока не обсуждается, кто мог бы стать преемником Соловьева.

Так или иначе, отбор кандидатов в сенаторы от Удмуртии скоро начнется. Менять досрочно своего представителя в Совете Федерации Александра Чекалина глава УР Соловьев явно не будет, но посадить туда человека, которому глава региона сможет больше доверять, нежели Волкову, он точно постарается.