Разводные мосты. Совещание по запуску рабочего движения по Камскому мосту в Удмуртии сорвали

Михаил Красильников

Глаголы с отрицательной частицей «не» звучали на совещании, собранном для разрешения ситуации вокруг открытия рабочего движения по мостам через Каму и Буй в Удмуртии, чрезвычайно часто. «Не уполномочен», «это уже не ко мне», «не готов ответить», «не могу сказать» — именно такие реплики услышали и. о. вице-премьера УР Рафис Касимов и присутствовавшие на нем журналисты со стороны представителей концессионера — ООО «Региональная инвестиционная компания» и генподрядчика — ООО «Мостострой-12».

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Первые лица тех, от кого, собственно, и зависит запуск движения по уже готовым мостам, встречу своим присутствием не почтили. Вместо них прибыли заместитель директора ООО «РИК» Михаил Андреянов и первый заместитель гендиректора по производству ООО «Мостострой-12» Анатолий Евсеев. Представителя банка ВТБ не было.

«Сроки строительства моста в соответствии с соглашением — это июль 2017 года, — начал вступительную часть Касимов. — Для меня было как-то очень удивительно, что решили сдавать в этом году, но тем не менее хотели сдать. В силу определенных причин не получилось полностью завершить строительство, но сегодня состояние моста либо обеспечение безопасности проезда для открытия рабочего движения имеются. И поэтому до завершения на реке Каме навигации рабочее движение можно начать. Коли еще сроки окончания строительства не наступили, то все остальные работы можно спокойно закончить и в следующем году, сдать либо в весеннее время, либо к середине лета».

На сессии республиканского парламента министр Вахромеев привел суммы недофинансирования, которые повергли многих в шок, а премьер Савельев попытался убедить их, что всё под контролем... Читать далее...Как заявлялось на сессии Госсовета Удмуртии во вторник, рабочее движение по мостам хотели открыть к Дню государственности республики, который отмечается 4 ноября. Относительно сдачи в эксплуатацию объекта министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев тогда упомянул март 2017 года.

Однако даже с решением по открытию рабочего движения, ради чего как раз и собиралось совещание, возникли проблемы. Сначала было непонятно, кто в принципе должен подписывать акт — генподрядчик или концессионер как заказчик строительства. Миндортранс подготовил рабочий вариант акта, чтобы на месте можно было его подкорректировать и подписать. Тем не менее представители обеих сторон заявили, что не уполномочены подписывать какие-либо документы.

— Когда будет подписан акт? — спросил  Касимов у представителя «Мостостроя-12» Анатолия Евсеева.

— Это уже не ко мне. Это тогда уже к моему руководителю, — ответил Евсеев.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»— Мы сегодня собрались здесь для определенных решений. Я готов сейчас объявить перерыв на 10 минут, на полчаса, на час, на сутки, до понедельника, до вторника, как скажете. Но должно быть решение. Точно так же, как вы сейчас будете докладывать своему руководству, я должен доложить своему руководству, а когда будет открыто рабочее движение. Потому что прекрасное сооружение вы построили, но люди, которые на него сегодня смотрят и вынуждены использовать эти переправы и терять там огромное количество времени, и правильно нас материть за то, что мы не можем какие-то вещи согласовать. Давайте либо вы говорите, когда оно открывается, либо мы устраиваем перерыв, — сказал Касимов.

— Я вам официально отвечаю: все вопросы к генеральному директору ООО «Мостострой» Забарскому Александру Абрамовичу.

— Вы приехали сюда с доверенностью, позвоните сейчас из приемной Забарскому.

— Я вам уже ответил: решение только у Александра Абрамовича Забарского, — настаивал Евсеев.

— Значит, совещание, как оно открылось, так оно и закрылось. Дальше обсуждать вопросы я не вижу никакого смысла, потому что главный вопрос, по которому мы здесь собрались (по вине я не знаю кого), он не решен. Решения об открытии рабочего движения нет, — заключил и. о. вице-премьера республиканского правительства и, вероятно, надеясь, что, может, хоть журналистам удастся какую-то информацию вытащить из этих неразговорчивых гостей, предложил представителям СМИ задать вопросы.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Однако и прессе ни представитель «РИК», ни его коллега из «Мостостроя» ничего вразумительно не сказали. Первый на вопрос, с чем связаны финансовые проблемы концессионера, ответил: «Не готов ответить на финансовые вопросы». У второго спросили про задержанную зарплату работникам, но оказалось, что он вообще не в курсе, какова глубина задолженности, ее объем и количество людей без зарплаты. Позднее Касимов сообщил, что названная ранее сумма долга в 80 млн рублей — это «по некоторым сведениям». «Мостострой» точные цифры правительству не называет.

В итоге получилось, что до настоящего времени вопрос с запуском рабочего движения по мостам не решен, и непонятно, когда к нему вообще вернутся. И зачем надо было отправлять в Ижевск представителей компаний, которые вообще не в теме и не могут ничего решать?

В результате главная стройка последних десятилетий в Удмуртии, пример государственно-частного партнерства, которым так гордились республиканские власти, как предыдущие, так и нынешние, может вылиться в серьезную проблему и нанести репутационный урон республике. Проблемы с финансированием работ и оплатой труда стали возникать еще в марте, а в октябре дошло до того, что в городке строителей закрылась столовая, закончилась солярка и вот-вот хотели отрубить электричество. На данный момент все эти сложности решены с помощью республики.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Интересно, что не так давно «Мостострой-12» выиграл тендеры на ремонт в Удмуртии трех мостов с привлечением федеральных денег. По словам Касимова, сотрудники предприятия до сих пор не приступили к работам, хотя заверения были высказаны. А не получится теперь, что и с ними возникнут аналогичные проблемы?

«Мостострой-12» известен по скандалу вокруг строительства моста через реку Надым в Ямало-Ненецком автономном округе. Эта компания была также генподрядчиком. Заказчиком строительства выступала «Корпорация развития». «Мостострой-12» потребовал через суд от «Корпорации развития» 1,773 млрд рублей, среди которых средства за выполненные, но непринятые строительно-монтажные работы за период с мая по август 2014 года и задолженность более ранних периодов. Гендиректор «Мостостроя-12» Алексей Мельниченко заявлял ранее, что из-за отсутствия финансирования компания приостановила строительство моста.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Корпорация развития» в свою очередь заявляла, что независимая экспертиза качества выявила серьезные нарушения и крупные приписки к стоимости и объемам фактически выполненных работ на общую сумму 2,4 млрд рублей. После этого корпорация расторгла договор генподряда с «Мостостроем-12» и объявила конкурс на выбор нового генподрядчика достройки моста. Автомобильная часть моста стоимостью 14 млрд рублей была введена в эксплуатацию 12 сентября 2015 года.

Вечером в четверг стало известно, что Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск «Мостостроя».

Конечные собственники «Мостостроя-12» и «РИК» скрываются за компаниями, зарегистрированными за пределами России.

Тюменской компанией «Мостострой-12» владеет зарегистрированное в Салехарде ООО «Совместное предприятие Фоника». Обе компании возглавляет Александр Забарский. «Фоника», в свою очередь, принадлежит АО «ФОНИКА» (PHONICA AKTIENGESELLSCHAFT), относящееся к Лихтенштейну и Сергею Полевикову в пропорции 90 на 10. Этот же Полевиков является генеральным директором компании-концессионера — ООО «Региональная инвестиционная компания».

У «РИК» четыре собственника: зарегистрированное на Кипре Kelsteno Management Ltd. (доля — 51), зарегистрированное в Белизе «Туснелда Корпорейшн Лимитед» (доля — 21,25), ООО «Оператор скоростных автомагистралей» (доля — 15, конечный собственник компании —  ВТБ Капитал) и обанкротившийся банк «Народный кредит» (доля — 12,75).

О том, насколько тесно связаны «Мостострой-12» и «Региональная инвестиционная компания» и кто их настоящий владелец, остается лишь догадываться. Пока что республиканские власти, похоже, в недоумении от действий этих компаний, которые в последние месяцы крайне сложно идут на контакт. Однако наводить мосты с ними придется, пока они не выполнят все свои финансовые обязательства.