День возрождения. Обновленный ансамбль песни и танца Удмуртии «Италмас» дал яркий юбилейный концерт

Александр Поскребышев

 

27 октября Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» отметил свое 80-летие большим сборным концертом. Ответом на интерес к ренессансу творческого коллектива стал «полный биток» в тысячном зале Дворца культуры «Аксион» в Ижевске. В тотальном отсутствии «лишнего билетика» обозреватель «ДЕНЬ.org» смотрел и слушал юбилейный концерт исключительно из-за кулис. И не он один…

Удалая танцевальная «мельница» живо раскрутила и разогрела переполненный зрительный зал. Фото: Александр Поскребышев Первые шаги к танцевальной «привычке»

Хореографических номеров в трехчасовом юбилейном «боевике» было очень много, а временные «мостики» на переходы «из номера в номер», наоборот, очень короткими.

— После быстрых, темповых, сложных номеров передышка в четыре минуты — это очень мало. В остром цейтноте танцору надо успеть переодеться, отдышаться и войти в новую роль, — о специфике труда между номерами в интервью «ДЕНЬ.org» рассказывала главный балетмейстер «Италмаса» Анжела Иловайская.

Здесь наш репортер сразу вспомнил, как один из артистов после ураганного танца бежал по коридору около гримерок с голым торсом, менял на ходу рубашки и кричал «неизвестно кому»: «Дайте воды!»

Интересно, что, расширяя тематический фокус разговора с Анжелой Иловайской с деталей на общность танцевального «полотна», надо было снова говорить о дефиците времени.

Колокольчики в ящике ждали своего звездного часа до заключительного номера. Фото: Александр Поскребышев — За короткий период ансамбль проделал большой объем работы, особенно учитывая то, что состав коллектива серьезно обновился. К примеру, балетная группа поменялась наполовину, и войти в нее новичкам было достаточно сложно, — напомнила хореограф. — Как минимум новым танцорам необходимы один-два года, чтобы все понимали и чувствовали друг друга, что называется, с полувзгляда. И сегодня было заметно, что в танцевальную группу состоялся форсированный ввод новых артистов. Помарки возникали, тем более что на большой сцене даже маленькие ошибочки имеют свойство увеличиваться. Если ты вводишься как солист, это намного проще, а когда ввод идет в пары, где десять дуэтов должны танцевать как один, это крайне тяжело и не каждому дано. Привычка оттачивается очень долго.

Думается, что «привычка» в танцевальной группе обязательно отточится. После, по сути, экспромтного дебюта во вчерашнем юбилейном концерте танцоров (и ансамбль в целом) ждут еще пять сезонных знаковых выступлений.Этими экзаменами для притирки состава станут два больших концертных сборника (по нашей информации, один из них пройдет незадолго до новогодних праздников в Глазове) и три абонементных вечера на филармонической сцене в Ижевске.

Ближайший из них состоится уже 25 ноября с программой «Для вас с любовью». 25 февраля поклонников «Италмаса» ждет «Удмуртская масленица», а 25 апреля во всех отношениях «Новая жизнь».

Обновленный «Италмас» в полном составе. Фото: Александр Поскребышев Сюжетный спектакль на музыкальном базисе

— Несмотря на небольшие шероховатости, все танцоры выложились по полной, — резюмировала Анжела Иловайская.

Ее мнение слово в слово повторил и Марсель Мухаметшин. Главный дирижер «Италмаса», разумеется, говорил за работу своих подопечных — за состав музыкантов.

Фрагмент знаменитого «Танца с колокольчиками». Фото: Александр Поскребышев — Считаю, что наша музыкальная группа сыграла на сто с лишним процентов. Дело в том, что в юбилейном концерте принимали участие много приглашенных артистов, и музыкантам пришлось в сжатые сроки разучить большой объем незнакомого материала. Многие партитуры нам прислали всего за две недели до этого концерта, но, думаю, у нас все получилось.

— На мой слух музыканты создали прочный ритмический и мелодический базис, на котором солисты, хор и балет построили живописный сюжетный спектакль, — выразил свое отношение журналист.

— Спасибо, — с улыбкой кивнул главный дирижер и подчеркнул, что музыкальная секция «Италмаса» скомплектована из профи с консерваторским образованием. — Работать с ними легко и необычайно интересно!

«Пусть расцветают сто цветов…»

Кстати, о приглашенных артистах. Музыкальные приношения ансамблю-юбиляру приготовили их друзья-коллеги из Карелии, Коми, Кабардино-Балкарии и, разумеется, земляки.

— Сегодня в большом зале не было ни одного свободного места, и я был вынужден смотреть концерт за кулисами, — признался народный артист Удмуртии Геннадий Кузнецов — солист ансамбля «Айкай». — Смотрел на сцену и вспоминал свою молодость, когда в течение двенадцати лет я отработал в «Италмасе» и был удостоен звания заслуженного работника культуры России. Сегодня в ансамбль пришло много молодых артистов, и «Италмас» начинает движение вперед. В Удмуртии цветок италмас растет повсюду, и для меня это символ нашего Родникового края.

Красивая проходочка в два ряда. Фото: Александр Поскребышев — Спрошу прямо — для «Айкая» обновленный и набирающий силу «Италмас» становится прямым конкурентом в «сражении за зрителя»?

— Ни в коем случае! — воскликнул Геннадий Васильевич. — В искусстве творческое соревнование всегда было, есть и будет. Без него нет продвижения вперед. При этом между нашими ансамблями идет даже не конкуренция, а настоящая творческая дружба.

— Традиционный удмуртский орнамент отличает многоцветье, и в культурной палитре должны быть разные краски.

— Да, конечно! Это все равно что выйти на наши просторные поля, где можно увидеть множество ярких цветов, которые создают великолепную общую картину. Смотришь на нее и восхищаешься: «Какая красота!»

Пройденное «чистилище»

— Ну, Семен Васильевич, с победой вас и ваших артистов! — наш корреспондент в своем поздравлении в адрес нового художественного руководителя «Италмаса» нарочито «перепутал» искусство с «физической культурой».

Худрук ансамбля Семен Байкузин и главный балетмейстер Анжела Иловайская за кулисами «проживали» такую же жизнь, которую артисты проживали на сцене. Фото: Александр Поскребышев — Спасибо! Как большой знаток футбола, я уверен, что сейчас для нас победа — это самое подходящее и точное слово! — выдохнул довольный Семен Байкузин и поклонился артистам. — Может быть, не все у нас получилось гладко, но я искренне благодарен нашим артистам за то, что они с честью и достоинством выдержали этот трехчасовой концертный марафон.

После легендарного «Танца с колокольчиками», который венчал концерт, молодой худрук за кулисами аплодировал артистам.

— Со стороны мне показалось, что ваши аплодисменты как будто «говорили»: «Мы выдержали, мы прошли чистилище и двигаемся вперед правильной дорогой».

— Все верно! — рассмеялся Семен Байкузин. — Лучше и не сказать…

Эйфория и сумбур вместо… мыслей

Повторимся, что обновленный «Италмас» попал в какую-то странную «фигуру» времени и обстоятельств действий.

На первый взгляд, на перезагрузку и рождение юбилейной программы у ансамбля было много времени — почти девять месяцев. При этом объем работ по модификации коллектива был настолько масштабен, что величина масштаба раскручивала временной маховик до самых высоких скоростей.

Баян еще ярче играет там, где артистам дарят розы. Фото: Александр Поскребышев — Откровенно говоря, я еще не могу осознать всего того, что произошло сегодня. Пока в голове сумбур мыслей, а на душе эйфория, — сразу после того, как закрылся занавес, директор ансамбля Алексей Фомин постарался пересказать свое актуальное эмоциональное состояние. — Идейно, морально, физически и творчески мы начали готовиться к этому концерту после 11 февраля, когда меня назначили новым руководителем «Италмаса», и, как мне кажется, артистам удалось создать яркое сценическое действо. И еще я хотел бы сказать спасибо всем нашим гостям из регионов страны. Благодаря этим народным творческим коллективам понимаешь, что мы в России не одни. У нас есть преданные друзья, готовые поддержать в любую минуту.

— Алексей Юрьевич, юбилейный концерт открыл одну большущую, но одновременно приятную проблему. Как вы собираетесь побеждать проблематику «лишнего билета»?

— Думаю, что нам удастся успешно ее решить, — уверенно заявил Алексей Фомин. — Сегодня мы увидели, что публика очень соскучилась по ансамблю «Италмас», а высокий зрительский спрос должен рождать новые предложения. Просто мы будем чаще давать концерты!