27 октября Государственный академический ансамбль песни и танца Удмуртской Республики «Италмас» отметил свое 80-летие большим сборным концертом. Ответом на интерес к ренессансу творческого коллектива стал «полный биток» в тысячном зале Дворца культуры «Аксион» в Ижевске. В тотальном отсутствии «лишнего билетика» обозреватель «ДЕНЬ.org» смотрел и слушал юбилейный концерт исключительно из-за кулис. И не он один…
Первые шаги к танцевальной «привычке»
Хореографических номеров в трехчасовом юбилейном «боевике» было очень много, а временные «мостики» на переходы «из номера в номер», наоборот, очень короткими.
— После быстрых, темповых, сложных номеров передышка в четыре минуты — это очень мало. В остром цейтноте танцору надо успеть переодеться, отдышаться и войти в новую роль, — о специфике труда между номерами в интервью «ДЕНЬ.org» рассказывала главный балетмейстер «Италмаса» Анжела Иловайская.
Здесь наш репортер сразу вспомнил, как один из артистов после ураганного танца бежал по коридору около гримерок с голым торсом, менял на ходу рубашки и кричал «неизвестно кому»: «Дайте воды!»
Интересно, что, расширяя тематический фокус разговора с Анжелой Иловайской с деталей на общность танцевального «полотна», надо было снова говорить о дефиците времени.
— За короткий период ансамбль проделал большой объем работы, особенно учитывая то, что состав коллектива серьезно обновился. К примеру, балетная группа поменялась наполовину, и войти в нее новичкам было достаточно сложно, — напомнила хореограф. — Как минимум новым танцорам необходимы один-два года, чтобы все понимали и чувствовали друг друга, что называется, с полувзгляда. И сегодня было заметно, что в танцевальную группу состоялся форсированный ввод новых артистов. Помарки возникали, тем более что на большой сцене даже маленькие ошибочки имеют свойство увеличиваться. Если ты вводишься как солист, это намного проще, а когда ввод идет в пары, где десять дуэтов должны танцевать как один, это крайне тяжело и не каждому дано. Привычка оттачивается очень долго.
Думается, что «привычка» в танцевальной группе обязательно отточится. После, по сути, экспромтного дебюта во вчерашнем юбилейном концерте танцоров (и ансамбль в целом) ждут еще пять сезонных знаковых выступлений.Этими экзаменами для притирки состава станут два больших концертных сборника (по нашей информации, один из них пройдет незадолго до новогодних праздников в Глазове) и три абонементных вечера на филармонической сцене в Ижевске.
Ближайший из них состоится уже 25 ноября с программой «Для вас с любовью». 25 февраля поклонников «Италмаса» ждет «Удмуртская масленица», а 25 апреля во всех отношениях «Новая жизнь».
Сюжетный спектакль на музыкальном базисе
— Несмотря на небольшие шероховатости, все танцоры выложились по полной, — резюмировала Анжела Иловайская.
Ее мнение слово в слово повторил и Марсель Мухаметшин. Главный дирижер «Италмаса», разумеется, говорил за работу своих подопечных — за состав музыкантов.
— Считаю, что наша музыкальная группа сыграла на сто с лишним процентов. Дело в том, что в юбилейном концерте принимали участие много приглашенных артистов, и музыкантам пришлось в сжатые сроки разучить большой объем незнакомого материала. Многие партитуры нам прислали всего за две недели до этого концерта, но, думаю, у нас все получилось.
— На мой слух музыканты создали прочный ритмический и мелодический базис, на котором солисты, хор и балет построили живописный сюжетный спектакль, — выразил свое отношение журналист.
— Спасибо, — с улыбкой кивнул главный дирижер и подчеркнул, что музыкальная секция «Италмаса» скомплектована из профи с консерваторским образованием. — Работать с ними легко и необычайно интересно!
«Пусть расцветают сто цветов…»
Кстати, о приглашенных артистах. Музыкальные приношения ансамблю-юбиляру приготовили их друзья-коллеги из Карелии, Коми, Кабардино-Балкарии и, разумеется, земляки.
— Сегодня в большом зале не было ни одного свободного места, и я был вынужден смотреть концерт за кулисами, — признался народный артист Удмуртии Геннадий Кузнецов — солист ансамбля «Айкай». — Смотрел на сцену и вспоминал свою молодость, когда в течение двенадцати лет я отработал в «Италмасе» и был удостоен звания заслуженного работника культуры России. Сегодня в ансамбль пришло много молодых артистов, и «Италмас» начинает движение вперед. В Удмуртии цветок италмас растет повсюду, и для меня это символ нашего Родникового края.
— Спрошу прямо — для «Айкая» обновленный и набирающий силу «Италмас» становится прямым конкурентом в «сражении за зрителя»?
— Ни в коем случае! — воскликнул Геннадий Васильевич. — В искусстве творческое соревнование всегда было, есть и будет. Без него нет продвижения вперед. При этом между нашими ансамблями идет даже не конкуренция, а настоящая творческая дружба.
— Традиционный удмуртский орнамент отличает многоцветье, и в культурной палитре должны быть разные краски.
— Да, конечно! Это все равно что выйти на наши просторные поля, где можно увидеть множество ярких цветов, которые создают великолепную общую картину. Смотришь на нее и восхищаешься: «Какая красота!»
Пройденное «чистилище»
— Ну, Семен Васильевич, с победой вас и ваших артистов! — наш корреспондент в своем поздравлении в адрес нового художественного руководителя «Италмаса» нарочито «перепутал» искусство с «физической культурой».
— Спасибо! Как большой знаток футбола, я уверен, что сейчас для нас победа — это самое подходящее и точное слово! — выдохнул довольный Семен Байкузин и поклонился артистам. — Может быть, не все у нас получилось гладко, но я искренне благодарен нашим артистам за то, что они с честью и достоинством выдержали этот трехчасовой концертный марафон.
После легендарного «Танца с колокольчиками», который венчал концерт, молодой худрук за кулисами аплодировал артистам.
— Со стороны мне показалось, что ваши аплодисменты как будто «говорили»: «Мы выдержали, мы прошли чистилище и двигаемся вперед правильной дорогой».
— Все верно! — рассмеялся Семен Байкузин. — Лучше и не сказать…
Эйфория и сумбур вместо… мыслей
Повторимся, что обновленный «Италмас» попал в какую-то странную «фигуру» времени и обстоятельств действий.
На первый взгляд, на перезагрузку и рождение юбилейной программы у ансамбля было много времени — почти девять месяцев. При этом объем работ по модификации коллектива был настолько масштабен, что величина масштаба раскручивала временной маховик до самых высоких скоростей.
— Откровенно говоря, я еще не могу осознать всего того, что произошло сегодня. Пока в голове сумбур мыслей, а на душе эйфория, — сразу после того, как закрылся занавес, директор ансамбля Алексей Фомин постарался пересказать свое актуальное эмоциональное состояние. — Идейно, морально, физически и творчески мы начали готовиться к этому концерту после 11 февраля, когда меня назначили новым руководителем «Италмаса», и, как мне кажется, артистам удалось создать яркое сценическое действо. И еще я хотел бы сказать спасибо всем нашим гостям из регионов страны. Благодаря этим народным творческим коллективам понимаешь, что мы в России не одни. У нас есть преданные друзья, готовые поддержать в любую минуту.
— Алексей Юрьевич, юбилейный концерт открыл одну большущую, но одновременно приятную проблему. Как вы собираетесь побеждать проблематику «лишнего билета»?
— Думаю, что нам удастся успешно ее решить, — уверенно заявил Алексей Фомин. — Сегодня мы увидели, что публика очень соскучилась по ансамблю «Италмас», а высокий зрительский спрос должен рождать новые предложения. Просто мы будем чаще давать концерты!