Машина – деньги – машина. Удмуртия все активнее осваивает вторичный авторынок

Дмитрий Манылов

На протяжении практически всего прошлого года Удмуртия фигурировала в федеральных СМИ в качестве лидера роста вторичного рынка легковых автомобилей. Согласно порталу «Автостат» продажи подержанных машин в нашем регионе выросли с января по октябрь прошлого года на 18,8%. Дает ли это основания прогнозировать опережающий рост авторынка Удмуртии в целом в 2017 году?

Б/у — это стильно. Фото: blogspot.comДля начала попробуем разобраться с тем, что стало причиной рекордов. В рейтингах того же «Автостата» по объему рынка новых автомобилей Удмуртия в прошлом году занимала весьма почетное 18-е место, символически соответствующее кодовому номеру нашего региона. Позиции Удмуртии на рынке авто с пробегом значительно скромнее, здесь мы пока на 33-м месте. Вероятно, рекордные темпы роста связаны именно с преодолением этого разрыва. Кстати, в республике до сих пор еще очень хорошие показатели по среднему возрасту автомобиля — 10,7 года при среднероссийском показателе 12,5. При этом платежеспособный спрос падает, многие переориентируются на вторичный рынок.

Сохранить объемы — уже хорошо

Поднажал вторичный рынок. Фото: autosport.czПроцесс покупки подержанной машины в кредит упрощается, сегодня уже крупнейшие банки начинают активно наращивать свое присутствие на рынке кредитования таких сделок. Все большее внимание «вторичке» уделяют и крупные дилеры.

«Мы отмечаем гиперболический рост в отношении авто с пробегом, — прокомментировал «ДЕНЬ.org» коммерческий директор «АСПЭК-Авто» Сергей Ярышкин. — Серьезный рост начался в 2015 году, продолжился в 2016-м, и в этом году мы рассчитываем на сохранение тенденции».

Общие перспективы этого года основные автодилеры Удмуртии прогнозируют примерно на прошлогоднем уровне.

«В январе хорошо продается „Лада Веста“, правда, при этом есть проблемы с наличием „Лады Гранты“, — отметил руководитель отдела продаж автосалона «Русская Ладья» Михаил Максимов. — Сохранение программ господдержки в этом году дает определенную гарантию объемов, но многое будет зависеть и от того, какую политику в отношении стимулирования продаж будет проводить АвтоВАЗ».

«Лада Веста» по итогам 2016 года вошла в ТОП-5 российского авторынка, вот только Удмуртии нет среди регионов — лидеров по продажам этой модели. Фото: © «ДЕНЬ.org»Начальник отдела маркетинга «КОМОС-авто», в состав которого входит салон «Русская Ладья», Наталья Салтыкова отметила, что в целом по всем брендам в силу невысокой платежеспособности, к сожалению, традиционной для большинства регионов Приволжского федерального округа, наш региональный рынок вряд ли серьезно вырастет по отношению к прошлому году.

«Российский авторынок серьезно упал, а наш холдинг поднялся в прошлом году на 5%, — сказал Сергей Ярышкин, — поэтому на 2017 год мы ставим задачу сохранить позиции».

Вести с полей

«Точную погоду на завтра вы узнаете послезавтра, — иронично ответил руководитель одного из автосалонов, специализирующихся исключительно на подержанных авто, на вопрос «ДЕНЬ.org» о перспективах рынка в 2017 году. — Главное, люди понимают, что, выезжая за ворота автосалона на новой машине, они моментально теряют 30% ее рыночной стоимости».

Банки, по его словам, действительно сейчас охотно кредитуют сделки с б/у машинами, уход с рынка некоторых игроков, таких, например, как «АйМаниБанк», не оказывает сдерживающего влияния на кредитный процесс.

«Одобряемость по банкам хорошая, — прокомментировал не пожелавший представиться собеседник, — только непонятно, как будут отдавать».

Хотите с пробегом, их есть у меня. Фото: zolotoyolymp.ruХорошую одобряемость коммерческими банками кредитных заявок, поступающих от автосалонов, отметил и руководитель отдела продаж автосалона «Форд» «АСПЭК-Авто» Петр Титов. По его мнению, уровень закредитованности у потенциальных покупателей снижается, те, кто брал пятилетние кредиты в конце двухтысячных, сейчас полностью расплачиваются с банками и начинают задумываться о том, чтобы поменять автомобиль.

«У нас настроение отличное, государство не кладет под сукно, а ежегодно продляет действие программ поддержки, так что кредитные ставки не будут увеличиваться», — отметил Петр Титов.

Кстати, по словам Сергея Ярышкина, доля автомобилей, продаваемых в кредит, сегодня у «АСПЭК-Авто» составляет около 45%. Это соответствует общероссийской тенденции. То есть начиная с 2013 года рынок движется вниз, но доля продаж в кредит при этом увеличивается.

Заканчивается все авторазбором. Фото: autosteam.ruЧестно говоря, радует, что в процесс кредитования на рынке подержанных авто активно включаются крупные, солидные банки. Рынок подержанных автомобилей более емкий — до момента утилизации автомобиль может раза четыре поменять владельца, и каждый из этих переходов теоретически может сопровождаться кредитной сделкой. Сегодня, по словам Сергея Ярышкина, на подержанную машину можно найти кредит под 15% годовых. То есть это практически соответствует ставкам на новые машины, не считая, конечно, программы, где кредитная ставка частично субсидируется государством.

Все-таки кредитование авто, даже подержанного, — это ссуда, обеспеченная залогом, потенциально менее рискованная, чем обычный потребительский кредит. Если люди перестанут брать сверхдорогие займы на подержанные машины у микрофинансовых организаций, заемщикам и дилерам будет только лучше. Между прочим, сами эти организации, почувствовав серьезную конкуренцию в тех сегментах, куда респектабельные банки раньше предпочитали не заглядывать, начинают сдерживать свои аппетиты.

Банк России констатирует тенденцию снижения полной стоимости кредита в микрофинансовых организациях. Этот процесс, скорее всего, будет продолжаться, тем более что с 1 января 2017 года вступает в силу новое ограничение: по кредиту, не превышающему одного года, не могут быть начислены проценты, более чем в три раза превышающие основную сумму долга. Цивилизуемся понемногу.