Нотариальные поборы. Игроки рынка недвижимости Удмуртии поддерживают петицию против нотариусов

Жанна Ситникова

Эксперты недвижимости в Удмуртии и собственники жилья поддерживают общероссийскую петицию, авторы которой просят власти пересмотреть некоторые пункты закона об обязательном нотариате при совершении сделки купли-продажи. По мнению подписавшихся, во многих случаях нотариальное удостоверение сделки — это не более чем поборы.

Фото: rjjaka.ru

В последнее время с необходимостью обязательно заверять сделки с долевой или детской собственностью как владельцы недвижимости, так и риелторы смирились: кто-то проникся неотвратимостью нововведения, а кто-то надеялся, что слухи о скорой отмене обязательного нотариата из-за возмущения жителей страны станут реальностью. Но когда после Нового года выяснилось, что нотариусы не только не исчезли из сделки, но еще и подняли цены на свои услуги, протестная волна снова начала набирать силу.

Самая главная претензия — люди не понимают, почему у нотариуса нужно заверять каждую сделку с долевой собственностью.

«Есть определенный риск, когда, например, не очень благополучная семья, нуждающаяся в деньгах, продает постороннему человеку, скажем, 1/100 доли. После чего этот посторонний на законных основаниях вселяется в эту квартиру и устраивает людям кошмар наяву, вынуждая семью продать ему оставшиеся доли на невыгодных условиях. Люди соглашаются, лишь бы избавиться от такого соседа и совладельца недвижимости. Вот в таких случаях — да, нотариус нужен, потому что он может предотвратить печальные последствия, — уверен президент НП «Республиканская ассоциация риелторов Удмуртии» Сергей Егоров. — Но когда муж с женой, владеющие квартирой в равных долях, целиком продают свою недвижимость — я не вижу смысла в нотариальном удостоверении такой сделки».

Фото: vkonline.ruЗато цена бессмысленного мероприятия  немаленькая. За удостоверение сделки продажи, скажем, двух- или трехкомнатной квартиры стоимостью 2 млн рублей собственники отдают нотариусу порядка 12 тыс. рублей.

«Кому это нужно было? И ответ только один — нотариусам! Мнение простых граждан при принятии закона не учитывалось, — написано в петиции. — Почему пожилые бабушка или дедушка, которые хотят подарить долю квартиры внуку или внучке, должны идти к нотариусу и платить бешеные деньги, собирать кучу документов, которые требует нотариус и которые фактически не требуются при регистрации».

«Вы вспомните, лет пятнадцать назад любая сделка, даже недолевая, подлежала обязательному нотариальному удостоверению. Это отменили, и было за эти годы очень много злоупотреблений в сфере недвижимости, — парирует авторам петиции президент Нотариальной палаты УР Лариса Пушина. — Потому и вернулись к нотариальному удостоверению, чтобы на определенных, самых уязвимых категориях проверить эффективность. Когда люди к нам приходят на удостоверение сделки, они задают вопросы, слушают, вносят какие-то нюансы в процесс купли-продажи после общения с нами, иногда даже сделка и откладывается».

Предполагается, что нотариус гарантирует законность сделки. На самом деле это не всегда так, говорят риелторы.

«У многих нотариусов процесс подписания договора купли-продажи проходит в сумбурной атмосфере тесного кабинета, где, помимо участников сделки, находятся и другие посетители, которых принимают помощники нотариуса, — рассказывает риелтор Надежда Тимофеева. — А сам нотариус молча ставит подпись и печать. И даже если он и задаст вопрос, к примеру, по той же 1/100 доли квартиры неблагополучной семьи, разве продавцы признаются, что делают это по нужде? Нет, они будут молчать, так как им нужны деньги!»

Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Положение об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке фактически не гарантировало дополнительную правовую защиту участникам долевой собственности, а лишь ухудшило их материальное положение», — резюмируют авторы петиции.

Еще одна претензия — обязательное нотариальное удостоверение сделки лишает собственников свободы выбора. К примеру, по закону стороны сделки имеют право прийти к нотариусу со своим, уже готовым договором купли-продажи, который, кстати, у нотариуса стоит 2,5 тыс. рублей, тогда как в любой юридической конторе его можно заказать от 700 рублей, а то и сделать бесплатно, скачав форму из Интернета. Но, говорят риелторы, известны случаи, когда нотариусы не принимали эти документы из-за того, что они будто бы неграмотно составлены.

«Для многих участников долевой собственности оплата услуг нотариуса может стать решающей в вопросе о возможности заключения договора, а следовательно, отсутствие необходимого количества денежных средств становится препятствием в распоряжении своим имуществом, — пишут авторы петиции. — А это уже нарушение ст. 35 Конституции РФ, согласно которой „каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами“».

Президент Нотариальной палаты Удмуртии Лариса Пушина считает, что тарифы на услуги нотариусов «не такие уж и высокие», и отмечает, что для отдельных категорий, к примеру несовершеннолетних и инвалидов, предусмотрены льготы. Кроме того, по мнению нотариуса, платить все равно бы пришлось — ту же госпошлину и комиссию риелторам. Правда, видимо, Лариса Пушина опустила тот факт, что нотариальное удостоверение сделки не отменяет оплаты госпошлины и не заменяет спектр риелторских услуг.

Фото: mgnp.info«Почему в 1998 году у нотариусов эту работу отняли, а теперь решили вернуть? Что изменилось? Нотариусы стали работать лучше или доверие вдруг повысилось? — задаются вопросом подписавшиеся под обращением к президенту. — А в 1998 году нотариусы доверие перестали внушать государству и для этого был создан Росреестр!»

Авторы петиции просят провести проверку законности и обоснованности принятия законодательного акта об обязательном нотариате. Вот только случаи, когда обращения народа к властям посредством интернет-петиции приводят к какому-то результату, очень редки. В случае с нотариатом и вовсе дело можно считать безнадежным: вступивший в силу 1 января новый закон о недвижимости еще больше усиливает роль нотариуса в совершении сделки.