Космонавт. Спутник. Паровоз. Кто хотел сколоть известное панно на старом здании телеграфа в Ижевске?

Надежда Рысьева

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Ужасающее состояние настенных панно, созданных еще при советской власти в Ижевске, держит в страхе всех, кто не близорук к их ценности. Год от года наследие времен СССР теряет крупные фрагменты композиций и рискует навсегда «сползти» из городского пространства. Между тем в запасниках монументалистов ждет своего часа десятилетиями хранимая для их реставрации смальта.

Естественно, сегодня до хрипотцы в голосе можно спорить о художественной ценности этих произведений: являются ли они сотворенным на века искусством или прикладной временной декорацией к городскому пространству. Но если и не искусство, то как минимум это — история. История идеологии СССР, история целых поколений, история самого Ижевска.

Фото: © «ДЕНЬ.org»«Вопрос о реставрации панно в городе назрел давно. Большинство рисунков, которые находятся на фасадах домов, пережили свой двойной срок. Если не принять меры для их восстановления прямо сейчас, они вконец разрушатся под натиском погоды!» — рассказывает неравнодушный к проблеме художник-монументалист Станислав Медведев.

Сменяются главы города и целые поколения, но кое-что неизменно в этой быстротечности. В самом сердце Ижевска, являясь практически символом пересечения улиц Советской и Карла Маркса, с 1969 года наблюдает за обстановкой в столице Удмуртии композиция чувашского художника Виталия Петрова «Телеграф на службе человека».

Здание на К. Маркса было построено в 1930 году как Дом связи. Очевидно, отсюда и тематика панно: на композиции изображены связист в наушниках, космонавт в шлеме с надписью «СССР», спутник и другие детали эпохи. В здании долгое время располагался Почтамт Ижевска, затем его собственником стало ОАО «Ростелеком».

В 2000-х годах новые владельцы, посчитав изображение неактуальным, едва не стерли его аналогично повсеместно закрашиваемым «серпам и молотам», которые в народе после распада СССР брезгливо называли словом «совок». К счастью, панно, отражающее дух той эпохи, оставили практически неизменным. Собственники здания передумали только из-за высокой стоимости работ по его удалению и запрошенной авторской компенсации. В итоге после реконструкции здания была удлинена верхняя часть композиции, что, по мнению монументалистов, придало работе ощущение незавершенности.

Понимая, что панно требует «лечения», его автор Виталий Петров не раз пытался найти деньги на его реставрацию, но безрезультатно. Ответы, как несколько лет назад, так и сейчас, крутятся вокруг фраз типа «у нас есть более важные проблемы».

В Советском Союзе при проектировании всех общественных сооружений закладывались деньги на художественное оформление. По различающимся данным, эта сумма составляла до двух процентов от сметы. Стоимость же эскиза к панно зависела от сюжета и могла доходить до 250 рублей. К сравнению, рядовой ижевчанин в те годы получал около 200 рублей в месяц.

О создании самого знаменитого ижевского панно на фасаде Дворца пионеров рассказывает автор композиции Станислав Медведев.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Мозаичный рельеф на фасаде Дворца пионеров создавался параллельно со строительством здания в 1982 году и потому стал его неотъемлемым элементом. В Москве был утвержден динамичный вариант панно, изображавший характерный для того времени сюжет: пионер с горном, девочки-скрипачки, юный хоккеист — настроенность на «светлое будущее».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Когда-то переливающаяся разными цветами мозаика сегодня не в лучшем состоянии — утрачены крупные фрагменты композиции.

«Мозаика у нас отваливается. Падает, видимо, потому, что пришло время, — говорит директор Дворца детского (юношеского) творчества (бывший Дворец пионеров) Наталья Головкова. — Мы сделали ограждение у панно, туда все рушится. Восстановить композицию при нынешних условиях проблематично. Необходимы большие деньги, а у нас полно других проблем. Мы на панно сегодня даже не просим, потому что нас интересуют отмостки, крыша. Сюда живые дети все-таки ходят, нам надо, чтобы им было тепло и уютно, наружная часть — дело не первой важности».

Видя разрушающуюся на глазах мозаику, автор Станислав Медведев попытался сдвинуть воз с места. Художник рассчитал смету на собственные деньги. Заказчики ознакомились с расчетами, и процесс вновь встал, не достигнув стадии «как это сделать?».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Еще одно знаменитое панно Ижевска — композиция «Наш паровоз, вперед лети!» на здании школы № 48. Георгий Репин, Семен Кузьмин и Борис Постников монументально изобразили сюжет советских «строек века» — БАМ, КамАЗ, ГЭС.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Когда я наводила объектив фотоаппарата на панно, некоторые горожане, сонно поджидавшие на остановке общественный транспорт, принимались с интересом разглядывать рисунок и дефекты на нем. К слову, залатать эти самые раны пытались не раз. Все тщетно. В результате попытка подремонтировать фасад силами строителей (по другой версии, самих школьников) без привлечения специалистов привела к нелепым пятнам. Теперь чужеродная розовато-серая гамма, как клякса на белоснежном листе, только портит вид.

Скульптура автора с мировым именем Александра Бурганова «Удмуртия индустриальная» 12 лет провела под замком. Исчезновение символа произошло спустя неделю после повторного избрания Александра Волкова президентом Удмуртии... Читать далее...На обращение корреспондента «ДЕНЬ.org» в администрации Ижевска пояснили, что за все отвечают владельцы зданий и в «собственности муниципального образования настенной живописи не числится». Панно в городе не являются объектами культурного наследия, но большинство включены в так называемый Перечень объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия.

Варианты восстановления настенной живописи, как показывает опыт других городов, существуют. Допустим, в Ангарске администрация подхватила идею горожан и приступила к переводу всех композиций на баланс муниципалитета с последующей реставрацией. Интересно, с чьей подачи найдет свое место в рассыпающихся фрагментах истории Ижевска бережно хранимая монументалистом Медведевым смальта?