Должностное лицо. В прокуратуре рассказали, как реагируют на предписания в ижевской клинике «Нейрон»

Жанна Ситникова

 

Чтобы заработала неисправная розетка, вместо электрика в скандально известную на всю страну клинику Ижевска «Нейрон» пришлось прийти прокурору. В надзорном органе сообщили, что на эту больницу жалуются чаще, чем на другие медучреждения. Кроме того, в прокуратуре подтвердиди многое из того, что рассказали сотрудники больницы. Правда, после этого им пришлось уволиться из-за якобы невыносимого психологического давления со стороны главврача «Нейрона».

В прокуратуре считают, что за нарушения в «Нейроне» должна отвечать лично, как должностное лицо, главврач Ирина Ивонина. Фото: ©«ДЕНЬ.org»

По некоторым данным, за последние два года в «Нейроне» с плановыми и внеплановыми проверками специалисты контролирующих и надзорных органов побывали не менее 20 раз. Люди, знакомые с ситуацией, говорят, что руководство Минздрава и больницы «Нейрон» недовольно столь пристальным вниманием к клинике, проверяющих подозревают в предвзятости и в том, что «они специально что-то выискивают».

Из всех подразделений «Нейрона» пристальнее всего прокуратура наблюдает за Домом ребенка, где воспитываются сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Если сравнивать в количественных показателях, на „Нейрон“ больше жалоб поступало в 2015–2016 годах, чем на другие медицинские учреждения», — констатировала помощник прокурора Первомайского района Ижевска Лейла Ибрагимова, добавив, правда, что было бы неправильно на основании только этого факта делать выводы об эффективности работы учреждения.

А вот выводы, сделанные в результате проверок, наверняка говорят о многом. Первый скандал случился в 2015 году, после того, как в публичную плоскость просочились некоторые результаты проверки учреждения.

«Проверка проводилась по заявлению гражданина, она касалась деятельности Дома ребенка, и все изложенные в жалобе доводы подтвердились», — сказала Лейла Ибрагимова.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Доводов в жалобе было так много, что вместе с прокурорами в «Нейрон» пришли инспекторы Роспотребнадзора, Росздравнадзора, Госпожнадзора и ГИБДД. Итог «высадки» этого десанта в учреждении, где содержатся сироты и оставшиеся без попечения родителей дети от рождения и до 3 лет, описан на 26 листах. Если коротко: младенцев и малышей возили по городу в «ГАЗели», не имевшей детских удерживающих устройств, несколько дней подряд их кормили одной и той же овсяной кашей, что запрещено СанПиН. С чем это связано, конечно, уже никто не скажет. Возможно, в целях «экономии»? Килограмм овсянки в розницу в магазине стоит 12 рублей, ячневая, пшенная, манная крупа и рис — в пределах 35 рублей, гречка — от 50 рублей.

Фото: ©«ДЕНЬ.org»

Кроме того, проверяющие обнаружили, что детей «обвешивали» в еде. Конечно, на первый взгляд речь идет о мизерном недовесе, к примеру, вместо 150 граммов блюдо весило 134. Но если умножить эти 16 недовешенных граммов на количество всех детей и количество дней и месяцев, в течение которых это происходило, опять же получается — в «Нейроне» экономят!

Видимо, во избежание лишних трат не закупались и дополнительные стиральные машины в прачечную, которая обслуживала стационар на 40 лет Победы и Дом ребенка и явно не справлялась с потоком белья. Из-за отсутствия специального помещения выстиранные вещи сушились здесь же, в прачечной, расположенной в подвале. Высокая влажность в помещении не позволяла полностью просушить белье, а сушильные барабаны были не в состоянии прогладить маленькие платьица и шортики сироток.

«В прачечной не было элементарного утюга, потому что там не работала розетка, — рассказала помощник прокурора. — Сотрудники пояснили, что они неоднократно сообщали об этом руководству учреждения, но, видимо, чтобы розетка заработала, в больницу должен был прийти прокурор!»

Фото: ©«ДЕНЬ.org»Медработники, рассказавшие корреспонденту «ДЕНЬ.org» о том, что происходит в клинике, и вынужденные после этого уволиться из-за якобы невыносимого психологического давления со стороны главного врача, отмечали такой факт: чтобы «выбить» из администрации медучреждения положенное по закону маленьким пациентам и сотрудникам, каждый раз приходилось писать заявление в прокуратуру. И то, на что категорически не хватало денег, волшебным образом появлялось. Ну не из собственного же кармана главный врач оплатила детские кресла в «ГАЗель», оборудование в прачечную и прочие мероприятия, провести которые потребовала прокуратура?

Впрочем, самое вопиющее нарушение в «Нейроне» решили оспорить, заявив, что проверяющий был некомпетентен. Речь идет о том самом скандале с лекарствами, выписываемыми педиатрами поликлиники 8-й горбольницы, к которой прикреплены дети из Дома ребенка. Лекарства малышам попросту не подавали. Когда поднялся шум, в «Нейроне» сначала заявили, что специалист Росздравнадзора, проверявший медкарты, все не так понял, потом свалили вину на врачей, которые неправильно вели медицинскую документацию. Появилось и третье оправдание — мол, выписанные препараты не входили в перечень территориальной программы госгарантий или не значились в списке жизненно необходимых. У прокуратуры на этот счет — принципиальная позиция.

Сотрудники «Нейрона» считают, что у главврача Ирины Ивониной, вероятно, есть надежный тыл, предположительно, в лице замминистра здравоохранения Людмилы Гузнищевой (справа). Фото: ©«ДЕНЬ.org»«Даже если эти препараты не входили в какой-то перечень, главный врач, как законный представитель этих сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязана их обеспечивать всем необходимым, — сказала Лейла Ибрагимова. — Кто еще поможет этим детям? Папы с мамой ведь у них нет! И это она (главный врач «Нейрона» Ирина Ивонина. — Прим. ред.) им и папа, и мама. Соответственно, она должна их полечить, покормить, помыть и тому подобное, и это ее непосредственные обязанности!»

Скандал с отсутствующими лекарствами закончился в суде — Ирина Ивонина понесла административное наказание, заплатив штраф порядка 20 тысяч рублей. К слову, оплачивать штрафы по результатам прокурорских проверок ей, видимо, не привыкать. Примерно такую же сумму она выплатила государству за неправильное хранение лекарств и использование препаратов с истекшим сроком годности. Это нарушение дважды выявлялось в 2015 году. В 2016-м — еще два «нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по обороту НС (наркотических средств. — Прим. ред.) и ПВ (психотропных веществ. — Прим. ред.)». В прокуратуре отметили, что, по их мнению, за все в больнице отвечает главный врач, поэтому штрафы налагаются не на юридическое лицо, а на должностное.

Еще одна глобальная проверка, проведенная минувшим летом, выявила уже не только нарушение условий хранения, но и то, о чем рассказали сотрудники клиники, — лекарства не использовались, но списывались.

Фото: «ДЕНЬ.org»

«Несмотря на то что в БУЗ УР „РДКПНБ „Нейрон“ МЗ УР имеется приказ от 04.09.2015 № 01-02/321 „Об организации внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в БУЗ УР „РДКПНБ „Нейрон“ МЗ УР“, заведующая отделением не проводила внутренний контроль в части правильности списания и учета препаратов, предназначенных для лечения детей», — говорится в Едином реестре проверок.

О других вопиющих нарушениях, из-за которых, предположительно, в психоневрологическом отделении клиники не смогли спасти умирающую девочку, «ДЕНЬ.org» уже рассказывал. Поговаривают, что в Минздраве нашли способ исправить нарушение, а именно отсутствие положенного по закону в стационаре реанимационного отделения: профиль «неврология» в больнице решили заменить на «педиатрию». А зачем в педиатрии палата интенсивной терапии?

По словам помощника прокурора, по всем нарушениям проводились контрольные проверки и всегда предписания оказывались исполненными.

«В порядке контроля в последующем медкарты снова проверялись, — сказала Лейла Ибрагимова, имея в виду случай с отсутствием лекарств. — Конечно же, таких нарушений мы уже не выявили. Медицинская документация была заполнена таким образом, что позволяла сделать вывод об оказании медпомощи в полном объеме».

Но написанное на бумаге еще не значит, что так оно и есть на самом деле. И можно ли предположить, что таким же образом в «Нейроне» выполняют требования надзорных органов и по другим нарушениям?