Пабло Пикассо: от Танатоса до Эроса. 105 шедевров, которые показывают только зрителям старше 18 лет

На рисунке «Пикассо с тростью и актер, смотрящий на женщину», художник изобразил себя в виде карликаВ Ижевске открылась выставка Пабло Пикассо «Искушение», на которой представлены работы из его масштабного, пронизанного эротизмом цикла Suite 347, долгое время находившегося в нашей стране под цензурным запретом.

В 1968 году 87-летний Пабло Пикассо, живя отшельником на своей вилле во Франции, в течение нескольких месяцев безостановочно рисовал откровенные сценки, объединенные темой человеческих страстей и эмоций и эротических импульсов. Позднее цикл получил название Suite 347 («Серия 347») - по количеству рисунков. Каждый сюжет был выполнен в жанре гравюры и оттиснут в 50 экземплярах. Большинство их них осело в частных коллекциях: полным комплектом из 347 работ могут похвастаться только Музеи Пикассо в Париже и Барселоне и 5 музеев и фондов Франции, США, Германии, Израиля и Швейцарии. В СССР и России «Серия 347» не выставлялась никогда: сначала по цензурным соображениям, потом – из-за сложностей с авторскими правами на работы. Только недавно с разрешения потомков Пикассо и под их наблюдением петербургской компании «Артгит» удалось сделать литографии 105 из 347 знаменитых рисунков и отправить эти волнующие воображение работы в турне по нашей стране.

«Занимающаяся любовью пара»

По словам представителя компании «Артгит», основу выставки составляют наиболее откровенные работы цикла. Казалось бы, названия работ говорят сами за себя. «Подглядывающий из-под кровати и художник в шапке моряка, занимающийся любовью с моделью». «Папа приподнимается с кресла, глядя, как пара занимается любовью». «Мужчина, находящийся под воздействием наблюдения за лежащей обнаженной женщиной». Но, право слово, иронии и игры в этих картинах гораздо больше, чем провокации. Каждая работа этого колоссального графического проекта кажется главой огромного романа сродни «Гаргантюа и Пантагрюэлю» Рабле. Это мощное, кипучее, ненасытное раблезианство, подхваченное и продолженное Пикассо, едва ли не вспучивает бумагу, насыщая пространство выставки концентрированной, живой, непоседливой, не признающей рамок и невероятно обаятельной телесностью. Художника ведет за собой жадный, открытый, бесстыдный (потому что нет и не может быть в этом ничего стыдного) интерес к физической жизни человека.

«Обнаженная гимнастка над головами карикатурных персонажей»Несмотря на то, что Пикассо использует образы христианской культуры (в одной только серии про подглядывающего за любовниками Папы Римского несколько работ), сама система координат, в которой он думает и чувствует, дохристианская, не знающая понятия греховности тела. Да и сами рисунки Пикассо не натуралистичны и уж тем более не порнографичны. Скругленные линии и невообразимые пропорции фигур, свойственные Пикассо, превращают тела на литографиях в символ, в изысканный орнамент. Поэтому возрастной ценз «18+» для этой выставки скорее рекламный ход, нежели необходимое соблюдение приличий. От великивозрастных пуритан этот стоп-сигнал на афише искусство защитить не сможет: организаторы выставки уже получали возмущенные отзывы от представителей церкви (к счастью, смогли «отбиться» от обвинений). Остальных возрастное ограничение скорее удивит: «Сладострастной обнаженной» Пикассо можно любоваться без оглядки на паспортные данные так же, как «Давидом» Микеланджело или «Обнаженной Махой» Гойи.

«Сидящая обнаженная, касающаяся вытянутой ногой курильщика трубки»

Эта графика, оставаясь удивительно современной, дает возможность почувствовать энергию того времени, в которое она была создана. Появление работ «Серии 347» совпало с сексуальной революцией по обе стороны океана. В 1967 году Сан-Франциско пережил «лето любви», а в Лондоне The Beatles записали свой гимн All you need is love – «Все, что вам нужно – любовь». 87-летний художник, казалось, был опьянен той же свободой и воспеванием чувственности, которые заполнили в те месяцы галереи современного искусства и рок-сцену. Он даже интуитивно использовал для своих работ такие же вычурные, невероятно длинные названия, какие были в моде у рок-звезд в 1967-1968 гг. (достаточно вспомнить битловский «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера» или «Мои люди были справедливы и небо было в их волосах, но теперь они довольствуются тем, что носят звезды на лбу» T.Rex).

В работе «Цирковая сцена с Жаклин в роли акробатки» Пикассо переосмысливает собственный шедевр «Девочка на шаре»На многих листах Пикассо изображает себя – то в виде карлика, то в виде шута Арлекина, то римского императора. Художник с упоением играет с жизнью, с многообразием ее форм, и поднимается над обыденностью, беззлобно, с симпатией к людям иронизирует над несовершенством человеческой натуры.

Созданный за 5 лет до смерти художника, этот цикл стал итогом не только его творческого пути, но и всего опыта бытия неординарного человека. Подытоживая все самое лучшее, что было и остается в жизни, он взахлеб говорит о радости чувственной любви, о необходимости полной внутренней свободы, об остром чувстве красоты и опасности, которые можно испытать в любви, во вдохновении от искусства и в полных риска забавах вроде цирка и корриды. Вся эта выставка – ликующий гимн, воспевающий короткую, часто смешную и нелепую, но вмещающую так много удовольствий человеческую жизнь.

Проект «Пабло Пикассо. Искушение» уже показывался в нескольких российских городах. В Ижевске он задержится особенно долго: выставка будет экспонироваться в ВЦ «Галерея» больше двух месяцев – до 28 июня.