Тысяча евро решает все? Ректоры вузов Удмуртии встретились с иностранными партнерами

Дмитрий Манылов

От сетевого взаимодействия наших вузов с зарубежными партнерами выигрывают студенты, получая возможность трудоустроиться за рубежом, выигрывают корпорации, получая подготовленный персонал. Сами вузы повышают рейтинги. Недостает главного — четкой единой политики в сфере высшего образования.

Фото: пресс-служба ИжГТУПобывав на встрече ректоров технических вузов из разных стран в ИжГТУ, я так и не смог понять, в чем общественная польза от их международного сотрудничества. Даже министр образования и науки Удмуртии Алексей Шепталин, представлявший государственную политику в сфере образования, предпочел солидаризироваться не с политиками, а с вузами, может, потому, что четкая государственная политика в этой области просто отсутствует.

«Наука всегда была той сферой, которая объединяла людей. Пусть политики находят причины и основания, которые нас разъединяют, мы будем искать пути объединения, — отметил Алексей Шепталин. — Это стремление улучшить жизнь людей посредством научных разработок».

Фото: © «ДЕНЬ.org»Имейте нас в виду

Вот этот последний тезис — о том, как государство собирается улучшить жизнь людей посредством технических разработок и как вузы сообща могут интенсифицировать процесс появления таких разработок, для меня лично остался без ответа.

Причем, как выяснилось на круглом столе ректоров и проректоров технических вузов России, материковой Европы и Китая, проходившем недавно в ИжГТУ, проблемы у всех примерно одинаковые. Проректор ИжГТУ по международной деятельности и аккредитации Александр Еленский, рассказав гостям о своем университете, обратился с просьбой иметь в виду ИжГТУ в тех случаях, когда речь идет о получении международных грантов. По некоторым направлениям ижевский технический университет обладает достаточно уникальными компетенциями, но претендовать на гранты может, лишь подав совместную заявку с европейскими университетами. К сожалению, так выстроена международная грантовая система.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Однако сразу стало ясно, что и европейские коллеги сталкиваются на пути сетевого межвузовского взаимодействия с серьезными препятствиями. Декан факультета инженерии и информационных технологий венгерского университета города Печ Балинт Бахман рассказал, что они пытались реализовывать идею дуального обучения в сотрудничестве с университетами Британии и США, но столкнулись с непреодолимым препятствием. Чиновники Евросоюза потребовали аккредитации дуальных учебных программ обеими сторонами, но с британской и американской стороны последовало полнейшее безразличие к такому сотрудничеству и венграм пришлось отказаться от идеи дуального образования.

Желание сотрудничать с вузами англосаксонского мира связано, очевидно, с их ведущими позициями в мировых рейтингах. По данным World university ranking, из материковых европейских стран только пара швейцарских вузов удостоилась присутствия в первой тридцатке. На 33-м месте по результатам 2016 года оказалась Высшая нормальная школа Парижа, причем она скатилась туда с 23-го места, которое занимала в 2015 году.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Утечка умов

Послушав о безуспешных попытках университета города Печ подружиться с элитой образовательного рейтинга, кто-то из собравшихся высказал резонную мысль о том, что сетевое сотрудничество вузов — это не самоцель и не всегда дает тот результат, на который рассчитывали инициаторы. В этой связи ректор ИжГТУ Борис Якимович рассказал об опыте своего университета в реализации совместных образовательных программ со своим главным международным партнером — чешским университетом города Брно.

«Проблемы есть, наши студенты, обучающиеся в Брно, часто остаются в Чехии, — отметил Борис Якимович. — Если это девушка, то она, как правило, выходит замуж, но есть уже семьи, которые возвращаются в Россию».

Похожей историей поделился и ректор Нижегородского государственного технического университета имени Алексеева Сергей Дмитриев. Они в свое время реализовали программу, по которой выпускники нижегородского университета получали сертификацию французского центра автомобильных инженеров. Имея этот сертификат, выпускники успешно трудоустроились в западных странах, где они работают в основном в автосервисах.

Сотрудничество российских вузов с международными корпорациями в еще большей степени нацелено на удовлетворение потребностей западного партнера. Тот же нижегородский университет имени Алексеева одним из первых в России создал совместно с немецким концерном «ТюссенКрупп» со штаб-квартирой в Эссене центр мехатроники.

«Обучившись там, наши ребята, где-то 50 человек, уехали в разные страны, где расположены представительства „ТюссенКрупп“, например, в Германию, Канаду», — рассказал Сергей Дмитриев.

Фото: пресс-служба ИжГТУ«В Германию, Канаду — это вы зря старались», — подытожил модератор круглого стола, президент Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Лобачевского Роман Стронгин. Совместные программы российских технических вузов с международными корпорациями также приводят к оттоку квалифицированных специалистов, что вполне естественно — финансируя учебный процесс, корпорации вправе рассчитывать на адекватную отдачу. Чистой благотворительностью никто заниматься не будет.

Локальные проекты сотрудничества внутри одной страны имеют, пожалуй, даже больший эффект для национальных экономик. На недавней пресс-конференции Борис Якимович рассказал о том, что ИжГТУ сейчас выстраивает механизм сетевого взаимодействия с вузами Нижнего Новгорода и Санкт-Петербурга по заказу госкорпорации «Алмаз Антей», имеющей в этих городах и в Ижевске свои ключевые предприятия. Такие проекты вполне реализуемы, но они не дают выхода на широкие рынки западных образовательных технологий и исследовательских программ.

Издержки массового образования

Интересный доклад о сотрудничестве университета с реальным сектором экономики сделала президент Высшей школы прикладных наук Остфалия (Германия) Розмари Каргер. У них там организовано что-то похожее на наши базовые кафедры на промышленных предприятиях. Основной партнер школы прикладных наук — концерн «Фольксваген». Создан институт так называемых учебно-уполномоченных — это инженеры, работающие на предприятии и имеющие право читать лекции студентам университета. Часть времени студенты проводят на предприятии, часть — в вузе.

Представитель Харбинского политехнического университета Хуа Цзянг рассказала, что на будущий год в сотрудничестве с техническими вузами России они собираются запустить в космос совместный студенческий спутник. Лента с панорамной картиной на столе — их подарок ИжГТУ. Фото: © «ДЕНЬ.org»«Предприятия на 100% знают, что студенты останутся на предприятии, и им уже не потребуется время для адаптации к используемым там технологиям, — рассказала фрау Каргер. — Для нас такое сотрудничество становится гарантией того, что в вуз придут сильные студенты, заинтересованные получить престижное рабочее место, например, на „Фольксвагене“».

Правда, как выяснилось, в Германии такая система заточена в основном на нужды предприятий и не стимулирует серьезные научные разработки, тем более что касается она пока только бакалавриата.

Моя просьба к Розмари Каргер раскрыть в общих чертах процедуру внедрения технических разработок университета в реальное производство на «Фольксвагене» застал гостью врасплох. После значительной паузы она привела пример участия университета в создании новых технологий для «Фольксвагена»: концерн ведет активные разработки в области создания электромобилей и тестирует в связи с этим различные варианты наполнителей для аккумуляторов. Так вот, студенты, обучающиеся по совместной программе с концерном, привлекаются для проведения сравнительных исследований этих составов. При этом понятно, что на уровне бакалавриата участвовать в серьезных разработках у студентов просто нет шансов, роль вуза все равно сводится исключительно к сфере образования.

На пресс-конференции, предваряющей юбилейные мероприятия по случаю 65-летия ИжГТУ, ректор вуза Борис Якимович рассказал о том, какие проекты, на его взгляд, могли бы стать толчком для кооперации промышленных предприятий Удмуртии... Читать далее...«Вы получили полный ответ в разумном размере», — уточнил Роман Стронгин.

В качестве одной из главных проблем технических вузов, по крайней мере тех, чьи представители собрались в Ижевске за круглым столом, Роман Стронгин назвал издержки массового образования, не позволяющего талантам раскрыться должным образом.

На Западе основной задачей большинства вузов остается подготовка квалифицированных инженеров для производства. О том, чтобы стать центрами разработки прорывных современных технологий, речь там, видимо, все-таки не идет, но там, по крайней мере, эта функция подготовки специалистов, знакомых с реальным производством, работает четко. Студенты заинтересованы в рабочих местах на предприятиях, поскольку там их ждут высокие стабильные заработки и целевые стипендии около тысячи евро ежемесячно в течение всего периода обучения. Наши заводы пока и близко не могут подойти к таким условиям, поэтому международное сотрудничество сулит нам пока в основном утечку мозгов.