Полная версия Мобильная версия

За рамками учебного процесса. Сможет ли ИжГТУ объединить предприятия Удмуртии?

K 2491
J
Дмитрий Манылов

На пресс-конференции, предваряющей юбилейные мероприятия по случаю 65-летия ИжГТУ, ректор вуза Борис Якимович рассказал о том, какие проекты, на его взгляд, могли бы стать толчком для кооперации промышленных предприятий Удмуртии.

Фото: © «ДЕНЬ.org»ИжГТУ — это ключевой связующий субъект Удмуртского машиностроительного кластера, поэтому кластер как инструмент кооперации может заработать только при его непосредственном участии. Образовательная компонента уже так или иначе реализуется через создание базовых кафедр на промышленных предприятиях, сейчас их уже двенадцать. Управляющей компанией кластера на площадях концерна «Калашников» создан учебный центр.

В инжиниринговом центре ИжГТУ. Фото: © «ДЕНЬ.org»Вопрос о поиске новых кластерных производственных компетенций пока решается через проект так называемого сетевого завода. Удмуртская компания ООО «СТМ» получила недавно федеральную субсидию на разработку ИТ-технологии управления процессами производящих компаний, объединенных в единую кооперационную сеть, но наш ведущий технический вуз к этой работе, похоже, напрямую не подключен. Мнение Бориса Якимовича на этот счет проясняет сегодняшнюю ситуацию и перспективы кластера.

Солнечные батареи и тракторы

«Мы любим все красивое, новое, но непросто создать сетевое взаимодействие, — отметил Борис Якимович. — ИжГТУ пытается организовать что-то подобное на образовательном уровне. Речь идет о сетевой программе обучения с вузами-партнерами по подготовке кадров для концерна „Алмаз-Антей“, ключевые предприятия которого расположены в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Ижевске. Не всё получается — разные подходы, разные взгляды. Смысл сетевого завода в том, чтобы он мобильно реагировал на изменения рынка. Под это нужен проект, который можно было бы реализовывать на основе новых технологий взаимодействия».

Справа на переднем плане — директор института «Современные технологии машиностроения, автомобилестроения и металлургии» Юрий Михайлов. Фото: © «ДЕНЬ.org»Он назвал два масштабных проекта, которые могли бы стать базой для горизонтального взаимодействия наших промышленных предприятий на территории Удмуртии. Во-первых, солнечная энергетика, здесь в кооперации могли бы участвовать многие предприятия региона.

«Речь идет об управлении солнечными батареями, создании самих батарей, разработке редкоземельных элементов, то, чем занимается Чепецкий механический завод», — уточнил Борис Якимович.

Второй проект связан с созданием трактора нового поколения. Тракторы среднего класса выпускали на Липецком и Владимирском заводах, но сегодня в России такую технику больше не делают, и все предыдущие попытки создать такое производство, по словам ректора ИжГТУ, почему-то заканчивались неудачей. Может быть, Удмуртии повезет.

Кооперационные проекты в полной мере запустить не удается, а вот индивидуальное сотрудничество с заводами Удмуртии проходит достаточно интенсивно, причем не только в образовательной сфере. Университет участвовал в программе развития производства конденсаторов на «Элеконде», многофункциональных транспортных систем (модернизированные электрокары на принципиально новой технологии управления, с новым аккумулятором) на Сарапульском электрогенераторном заводе, в усовершенствовании технологии обработки металлов давлением с концерном «Калашников».

Игрушки за 200 долларов

Фото: © «ДЕНЬ.org»Интересным дополнением к словам ректора стало посещение научно-учебной лаборатории мобильных систем, организованное для журналистов в рамках пресс-тура по университету. Рассказывая о достижениях лаборатории, ее руководитель Юрий Караваев начал с теоретических исследований: «Есть публикации в высокорейтинговых журналах, которые дали возможность лаборатории получить гранты на продолжение работы».

По части прикладных разработок ситуация не столь радужная, особенно если вести речь об отечественном бизнесе. Хотя лаборатория создает действующие робототехнические модели, потенциально уже сейчас имеющие широкое практическое применение.

Например, мобильные омниколесные роботы, которые могли бы успешно использоваться на складах и в логистических центрах, поскольку они способны осуществлять всенаправленное движение, могут разворачиваться на месте, что очень экономит складские площади. По словам Юрия Караваева, подобные технологии уже успешно используются за рубежом. Например, такими роботами оснащены склады торговой сети «Амазон».

Наши предприниматели проявляют интерес к разработкам, но им нужны большие платформы для перемещения крупногабаритных конструкций между цехами или постами внутри одного цеха. Работа в этом направлении ведется, но здесь опять речь не идет о перспективах серийного производства. С этим, по мнению Юрия Караваева, пока непросто.

Застарелые конфликты и взаимные претензии начинают вырываться в информационное пространство. Туман вокруг кластерной идеи пока только сгущается... Читать далее...«На сегодняшний день мы сильно отстаем и в теоретических, и в прикладных разработках, — резюмировал он. — Это сложно реализовать в рамках одной республики. Мы пытались связаться с венчурными фондами, дважды ездили в „Сколково“, в казанский „Иннополис“. Все это работа не одного дня. Сегодня, по крайней мере, видно, что этим уже можно заниматься, чтобы добиться внедрения, нужно еще не менее пяти лет».

Потом он рассказал о том, как роботы, подобные тем, которые разрабатывает их лаборатория, внедряются в массовое производство, например, в США. Там их производят в качестве домашних игрушек ценой 200 долларов, причем рынок уже достаточно широк и есть даже российские инвесторы, вложившие деньги в это американское производство. В пересчете на рубли всенаправленно двигающаяся домашняя машинка стоит более одиннадцати тысяч — для России, с учетом сегодняшнего платежеспособного спроса, сделать что-то подобное вряд ли удастся.

Вот и ответ. Массовое производство порождает массовый спрос. Ввиду отсутствия такового в России большинство наших технических идей будут реализовываться на Западе и возвращаться к нам в импортном товаре.


Читайте также


comments powered by HyperComments