Истинный солдат. Народный писатель Удмуртии Ар-Серги знает свое отличие от многих народных депутатов

Александр Поскребышев

 

Народный писатель Удмуртии Вячеслав Ар-Серги отметил свое 55-летие творческой встречей с читателями. В течение почти трех часов поэт и прозаик вел диалог с поклонниками, друзьями и коллегами, а затем не отказал в короткой беседе обозревателю «ДЕНЬ.org». В этом интервью Ар-Серги, как всегда, был искренен и интересен…

Юбиляра пришли чествовать «Бабушки из Бураново». Фото: Александр ПоскребышевДобрый разговор для «служебного пользования»

— Совсем недавно по приглашениям моих завьяловских земляков (Вячеслав Ар-Серги родился в деревне Новая Казмаска Завьяловского района. — Прим. авт.) я проехал по самым маленьким деревушкам, — сказал писатель и восхищенно воскликнул: — Если бы ты знал, Саша, насколько искренне, тепло и светло принимали меня люди?! «Ведь вам я не певец какой-нибудь эстрадный, не кандидат в депутаты от правящей партии и не прошу у вас отдать за меня голоса на предстоящих выборах. Для чего вы здесь собрались?» — полюбопытствовал я у них. «Вот поэтому мы к тебе и приходим!» — ответил один старичок. «Потому что ты нам не соврешь», — добавила старушка. Но дело-то тут вовсе не во мне — люди хотят слушать, говорить, и мой первоначальный монолог со сцены плавно переходит в диалог, и наши встречи завершаются полифонией. Эти встречи не несут мне никакой материальной выгоды. Пусть прозвучит несколько высокопарно, но эти встречи я воспринимаю как служение моему народу, потому что я рад любому доброму разговору. Может быть, Господь именно для этого служения пока и держит меня «на этой стороне Земли».

Беззаботный по строительству особняков

Пятилетку назад под «золотую» юбилейную дату Ар-Серги не плакался, а обыкновенно констатировал, что очень далек от материального воплощения «чеховского пожелания».

Виновник творческого вечера читал много своих стихов. Фото: Александр ПоскребышевКогда Антон Павлович побывал на Сахалине, то «программно» произнес, что каждый писатель заслуживает особняка на теплом море, где он мог бы творить, не задумываясь о добыче хлеба насущного.

— Никогда в жизни у меня не было заботы, чтобы поставить себе дворец, — усмехнулся Вячеслав Витальевич. — Считаю, что писатель должен жить жизнью тех, о ком он пишет. Грубо говоря, мой народ беден — беден и я, разделяя его судьбу. Как раньше говорили в армии, «солдат обязан стойко переносить тяготы и лишения воинской службы». И для меня народный писатель, как тот солдат. Хотя кое-кто может расценить это утверждение в качестве моего непроходного оправдания собственного неумения жить в богатстве.

Кто пишет, тот всегда найдет… своего читателя

А вот о том, что литературный процесс в Удмуртии по-прежнему находится вне культурного пространства, Ар-Серги говорит без всякой иронии.

— Однажды в Москве на съезде Союза писателей я познакомился и разговорился с Расулом Гамзатовым. Автор знаменитых «Журавлей» сказал тогда мне: «Раньше религия была отделена от государства, а сейчас от государства отделена культура». Это «отделение» меня очень огорчает, — вздохнул удмуртский поэт, прозаик, драматург и киносценарист. — В последний раз за казенный счет моя книга выходила два десятка лет назад, и с тех пор бюджет и писатели в республике — это как две прямые рельсы на железнодорожном полотне. Ни одной точки соприкосновения на земной тверди у нас нет. По геометрии Евклида параллельные линии не соприкасаются, хотя Лобачевский утверждали, что это возможно… Имею в виду, где-то там, наверху…

Художник Петр Ёлкин подарил нарисованную березу. Фото: Александр ПоскребышевАр-Серги опять поднял голову, посмотрел в направлении неба и добавил, что об этом предпочитает не думать.

— Давно привык я самостоятельно находить средства на издание своих книг, потому что мой рабочий ритм очень интенсивный — 2-3 книги в год, издающихся в России и за рубежом, — подсчитал собеседник. — И теперь, услышав стенания коллег о том, что они не могут выпустить в свет написанную книгу, я реагирую довольно резко: «В первую очередь меня волнует, как написать, а не как опубликовать. Если книге суждено найти своего читателя, она обязательно найдет его!»

Поворот за плечи в поисках ответов

— В свое время, когда в другой мир ушли удмуртские мастера слова Владимир Романов и Михаил Федотов, я очень серьезно озадачился выбором своей жизненной стези: «Что делать, куда идти?» — вспоминает Вячеслав Ар-Серги. — Скажу откровенно, в Удмуртии мне говорить было не с кем — не потому, что я был в большой претензии и высокомерии по отношению к коллегам. Нет. Просто искал я человека созвучного, близкого себе. И тут мой творческий ангел познакомил меня с Мустаем Каримом и Геннадием Айги. В наших разговорах они не давали мне прямых советов. Они умели как-то ненарочито «взять тебя за плечи» и повернуть к проблеме, к ситуации так, что ты очень быстро и, главное, сам находил нужное решение и верный ракурс во взгляде.

Работа под девизом римских легионеров

— В твоем разговоре с самим собой что-то меняется с годами? Все так же за один рабочий день ты выписываешь себе «десяток похвальных грамот и тут же выносишь сотню выговоров»? — по праву давнего знакомства репортер обратился к писателю на «ты».

Новая книга Вячеслава Ар-Серги вышла из печати за неделю до юбилея автора. Фото: Александр Поскребышев— Здесь все осталось неизменным. Но, образно говоря, «возвращаясь с базара», становясь, предположу рациональней, ты понимаешь истинную цену своего времени. Писателю нужно постоянно находиться в тонусе творческой формы, «нужно держать строй», как говорили бойцы древнеримских легионов. Потому что без внутренней самодисциплины творчество невозможно. Творчество, в первую очередь, это мобилизация всех твоих сил, определяющая установку на работу.

В дороге домой с добром и теплотой

По признанию «раннего Ар-Серги», берясь за карандаш и бумагу, он убирал с книжной полки томики Пушкина, Лермонтова, Куприна, Бунина и Рубцова… «Мне было стыдно перед ними писать», — признавался поэт и прозаик.Лирическому поэту Герасиму Иванцову всегда интересно послушать коллегу-поэта. Фото: Александр Поскребышев

— Здесь тоже ничего не изменилось, но в один ряд к великим поэтам я добавлю еще и фольклор. Начитавшись «модных» авторов, ты в любом случае возвращаешься к себе самому, и по этой дороге, вслушиваясь в себя, разговаривая с собой, тебя повсюду сопровождает фольклор. Все эти песни, сказки, пословицы и поговорки — это те драгоценные «камушки-голыши», обработанные временем. Они кругленькие, сконцентрированные, сгущенные большим смыслом и глубоким содержанием. Когда ты «бросаешь» эти «голыши» в реку творчества, они долго и упруго скачут по ее волнам.

— «Хорошее слово три зимы греет», — не напрасно говорили удмурты.

— Это на самом деле так… С течением времени понимаю, что в своем творчестве я занимаюсь поиском добра и теплоты в человеке, а заодно стараюсь не упускать возможности для путешествий и возвращений, ибо самая приятная дорога для меня — это дорога домой. Для этого человек и уходит, чтобы возвратиться.

В новой рубашке, без амбре и с букетом цветов

— А что ждет тебя впереди, завтра?

— Как человек верующий, скажу, что завтрашняя моя дорога покажется моим ангелом. Но все равно планов много. Как я люблю говорить, стол у меня большой, насыщенный. Но не яствами, а намерениями. У меня есть что писать и куда ехать. На том самом столе лежит около сотни приглашений на творческие встречи и лекции как в России, так и за рубежом. Поэтому, как тот старый удмурт-охотник, я «выхожу на охоту» — иной раз возвращаюсь без добычи, с побитыми бортами и порванными парусами, а иногда возвращаюсь с «добычей». Приходится повторяться, что за пределы родного Родникового края я отправляюсь потому, что заработать литературным трудом в Удмуртии невозможно. Вот я и иду туда, где это получается. При этом если нет материального интереса к напечатанию моих книг, то мне будет достаточно обыкновенного духовного интереса, когда душа обрадуется напечатанной книге. Не зря же Есенин говорил: «Поэтам денег не дают». Творческой молодежи надо уяснить, что в поэзии свое материальное положение ты не поправишь. Поэзия — это не тот адрес и не то место для «поправки» финансов. Тем не менее некоторым моим оппонентам не очень приятно, даже если на Ар-Серги надета новая рубашка. Видимо, по их представлениям, поэт должен быть неопрятным и с обязательным амбре. Но поэты есть разные. Есть не очень ухоженные, которые пишут плохие стихи, и очень ухоженные, которые пишут хорошие стихи. Однако в любом из «лагерей» можно найти противоположные примеры. И я как раз за эту разность. Сальвадор Дали говорил, что если бы на свете был еще один Сальвадор Дали, то он застрелился бы от скуки.

Поэт, бард и краевед Сергей Жилин сделал для друга теплое музыкальное приношение. Фото: Александр Поскребышев— А если бы, уже по Ар-Серги, «среди цветов были одни италмасы, это тоже было бы скучно».

— Да! Кому был нужен мир, выкрашенный одной желтой краской?! Как можно представить картину мира без ромашек или подснежников?! Поэтому я за разнотравье, многоцветье и полифонию.

Двигатели для «нарписа»

Кто-то из литературных критиков нарек Вячеслава Ар-Серги «грустным поэтом с опытом радости». Подхватив «навязчивый мотив», критики развили тему и назвали народного писателя Удмуртии «поэтом светлой печали по уходящему дню».

— Как-то меня спросили: «Вы счастливый человек?» И тогда я дал, как мне кажется, очень точный ответ, — улыбнулся удмуртский нарпис. — «Себя счастливым человеком я не ощущаю, но от этого ощущения несчастливым себя не чувствую!»

— Но в этом ответе звучит не только самоирония, но и нотки досады?

— Не спорю, эти нотки звучат, потому что чувство досады — это правильное чувство, ибо оно направлено к самому себе. Это тоже один из моих «двигателей»! Он двигает тебя становиться лучше! И не только в поэзии. Если сегодня я вижу, что навстречу мне идет красивая женщина, то, как и прежде, хочу поправить себе шевелюру, одернуть пиджак и хотя бы рукавом, незаметно для нее протереть свой ботинок… Говорю же, что для писателя всегда важно сохранять форму! — рассмеялся тонкий писатель и хороший человек, который для многих в Удмуртии остается неудобным.

Зато за стихи и за это «неудобство» его и любят в народе…