60-й фестиваль искусств «На родине Чайковского» подошел к своей кульминации. В первом концерте трехчастного фестивального апогея выступили именитые уроженцы Удмуртии, которые сейчас работают за пределами республики. И если выход на сцену двух прим московских оперных театров Александры Саульской-Шулятьевой и Марии Пахарь стал продолжением их регулярных приездов на малую родину, то выступление Михаила Шиляева прошло в Ижевске после продолжительной паузы. Для обозревателя «ДЕНЬ.org» пианист из Лондона нашел четверть часа для эксклюзива.
Лирико-политическое отступление
В календаре юбилейного Чайковский-феста концерт «Таланты Удмуртии» заранее позиционировался в качестве топ-события. Когда же в фойе Национального театра появился врио главы республики Александр Бречалов с семьей, можно было констатировать, что новому проекту автоматом уготован громкий социальный резонанс.
Как показалось, визит и. о. руководителя региона на концерт классической музыки был продиктован искренним интересом, а не соображениями политеса.
Это порадовало еще и потому, что предшественники господина Бречалова были чрезвычайно редкими гостями в филармонии и даже на марочном фестивале Чайковского появлялись в зале лишь тогда, когда того требовал звездно-политический статус музыкантов калибра Дениса Мацуева, Владимира Спивакова или Дмитрия Хворостовского. Да и то далеко не всегда…
Теперь же если власти в реалиях захотят переломить инерцию и преодолеть «провинциальные комплексы» в восприятии потенциала великого нашего бренда — Петра Ильича Чайковского, то музыкальная жизнь в Родниковом крае может стать полнокровной не только в весеннюю фестивальную пору, но и в течение всего концертного сезона.
Концерт для обязательного прослушивания
Второе отделение концерта «Таланты Удмуртии» представляло собой типичную для большинства нестоличных залов программу, в сувенирный набор которой были собраны многочисленные хиты русской и мировой оперы.
На фоне этих шедевров «коммерческого реализма» единственный у Роберта Шумана фортепианный концерт прозвучал удивительно свежей музыкой, которую надо транслировать в социум в обязательном режиме.
Между тем ля-минорный шумановский концерт получил интересную судьбу. Немецкий композитор-романтик трижды садился за написание фортепианных концертов, но всякий раз оставлял эти сочинения незаконченными.
Наконец, жена Шумана (к слову, возлюбленная молодого и восходящего на музыкальный пьедестал Иоганнеса Брамса) — пианистка Клара Жозефина Вик настояла на том, чтобы ее суженый «сшил все лоскуты в красивое концертное платье».
Мировая премьера этого мелодически богатого концерта состоялась 1 января 1846 года в Лейпциге, и за роялем виртуозно солировала супруга композитора.
— А вы по какой «цепочке» пришли к этому концерту? — первым делом поинтересовался у Михаила Шиляева обозреватель «ДЕНЬ.org».
— Этот концерт я решил выучить еще во время обучения в Мюнхене. С той поры он «как бы» находился у меня в репертуаре, но сегодня к своей радости я впервые сыграл его с оркестром. Кстати, и для дирижера Виктора Олина этот концерт тоже стал премьерным.
— Музыкальные тексты Шумана многие пианисты считают «трудными, неудобными»: «Писал он, но исполняла-то его жена, над которой композитор как будто издевался и выкручивал руки».
— Шуману был присущ особый стиль. Он создал абсолютно свой пианизм, а «неудобным» его называют потому, что он не столь эффектный, как фортепианное письмо Листа. Если говорить о некоем «коэффициенте полезного действия» между усилиями, затраченными на исполнение, технику и полученным эффектом, то Шуман писал фортепианную музыку без расчета на внешние эффекты. Поэтому у Листа КПД между виртуозными усилиями с их колоссальным эффектом на публику получается близким к 100 процентам. А у Шумана эти усилия не «окупаются». Его КПД не поднимается выше 20 процентов. Безусловно, у Шумана есть виртуозные, «бурлящие» вещи. Но здесь эффект особыми красками будет играть в те моменты, когда рядом соседствуют виртуозная пышность и медитативность. И ни в коем случае не нужно «принимать публику за дуру». Публика — это искренняя, непосредственная и во многом объективная реакция на то, что мы делаем.
— Благодаря Сети музыкантам сложно «принимать публику за дуру» — можно отыскать и послушать десятки самых разных исполнений.
— И это замечательно! Но лишь для тех, кто активно интересуется, а те, кто не интересуется, продолжают пассивно слушать то, что им дают.
— В том-то и проблема, что зачастую им дают только «масляные розы к пирожному», — вздохнул корреспондент и «нашел» развитие взятой темы… в смерти Пьера Булеза.
Внимание на живущих композиторов
В январе прошлого года на своей страничке в Facebook Михаил Шиляев оригинально откликнулся на кончину этого французского композитора. Он выложил свою запись с исполнением 12 нотаций Булеза — одного из ранних сочинений.
— Весь парадокс смерти Булеза состоял в том, что музыкальное сообщество «вдруг осознало», что композитор очень долго оставался рядом с нами, был нашим современником, при этом было принято считать, что он «человек из далекого прошлого»?
— Это ощущение возникло оттого, что все свои основные сочинения — к примеру, Pliselonpli («Складка за складкой»), «Ритуал памяти Бруно Мадерна» — Булез написал до середины 80-х годов, а после этого он как-то «замолчал», «закончился». Тем не менее Булез оставался выдающейся фигурой не только как композитор, но и как дирижер. Для меня Пьер Булез оказался логическим продолжением линии «очень французских композиторов» — Дебюсси, Мессиана. Несмотря на свой радикализм и на то, что он очень многое взял от композиторов Новой Венской школы Берга, Шёнберга и, прежде всего, Веберна, Булез оставался «очень французским».
— У меня сложилось впечатление, что вы в «нарочитом параде открываете новые планеты» — диапазон ваших музыкальных интересов простирается от Пёрселла до того же Булеза и Черепнина.
— Скажу больше — мне очень повезло, что я играю и ныне живущих композиторов, которым очень трудно в современном мире. Из всех музыкантов сегодня именно они находятся в наихудшем положении. Им крайне сложно исполняться, и считаю, что музыканты должны обращать на них свое внимание. Наверняка мало кому, даже среди меломанов, известен талантливый композитор Евгений Щербаков. Он преподает в Московской консерватории и пишет замечательные произведения. В первую очередь вокальные, и в русской музыке для меня он является продолжателем линии Георгия Свиридова. Надо понимать, что эта данность исторически сложилась очень давно и выросла в глубокую социальную проблему. Мы до сих пор «разгребаем» музыку, написанную в ХХ веке, и продолжаем открывать новое! О чем можно говорить, если мы не знаем половины из фортепианных циклов и пьес Прокофьева, потому что они не исполняются?! Это музыкальное наследие еще предстоит «переварить», и что в этой ситуации делать композиторам — нашим современникам?
Лондонец, равнодушный к лондонскому дерби
Напомним, что Михаил Шиляев уехал из России почти полтора десятка лет назад и очень редко говорил о причинах этого шага.
— С чем был связан ваш отъезд?
— Уехал я для того, чтобы «просто» остаться в профессии, потому что после окончания Московской консерватории в 2003 году в России не видел для себя путей заниматься тем, чем я хочу заниматься. К тому же я очень хотел поучиться на Западе, где преподают другие люди и есть другие принципы. И это тоже очень обогащает.
— Любопытно узнать, чем сегодня наполнена ваша лондонская жизнь?
— Собственными занятиями за инструментом, подготовкой к концертам, занятиями с учениками. Много времени я уделяю спорту — бадминтону, плаванию, фитнесу и бегу.
— Похоже, что футболу нет места в этом ряду?
— Нет и не будет! Это абсолютно не мое, — усмехнулся Михаил.
— Что же такое происходит с пианистами, живущими в Лондоне? — черед беззлобно усмехнуться дошел и до репортера. — Борис Березовский (известный российский пианист, один из наиболее востребованных исполнителей на Западе. — Прим. «ДЕНЬ.org») рассказывал мне, что умудрился сходить на футбол в Брюсселе, а дерби между «Тоттенхэмом», «Арсеналом» и «Челси» его миновало?!
— Я очень рад, что есть такие люди! — с иронией отреагировал собеседник и вдохновенно добавил: — Тем более что скоро стартует Уимблдон!
— Как для лондонца, для вас актуален стартовавший Брексит? — на финише интервью наш обозреватель «увел» разговор в поверхностную политическую плоскость и поинтересовался о начавшейся процедуре выхода Великобритании из Евросоюза.
— Как для резидента Великобритании, как для человека, который живет в этой стране, вопрос Брексит не может быть неактуальным, — в своем стиле, динамично и лаконично ответил пианист.
— В таком случае скажите о ваших предощущениях, пусть и с обывательской точки зрения — жить на острове станет хуже или лучше?
— Не думаю, что в ближайшее время меня это как-то коснется, но в долгосрочной перспективе это коснется всех британцев. Брексит — это событие, результаты которого будут видны примерно через полтора десятка лет.
— Как резидент Великобритании, вы не могли принимать участие в прошлогоднем июньском референдуме по Брексит. А на предстоящих в начале июня досрочных парламентских выборах вы уже сможете принять участие в голосовании?
— Пока нет. Гражданином Великобритании я стану через год.
— Тем не менее июнь на Туманном Альбионе снова будет жарким и насыщенным — выборы в Палату общин, теннисный турнир Уимблдон…
— …а какие выставки и спектакли проходят в Лондоне! — с улыбкой воскликнул Михаил Шиляев.
— Тем более что к тому моменту завершится ненавистный для вас футбол, — наш корреспондент тоже «перешел на шутку».
— Действительно, футбол — это не мой мир!