Пациент скорее жив? Оперативное вмешательство оптимизации прописано здравоохранению Удмуртии

Жанна Ситникова

Сферу здравоохранения Удмуртии будут «лечить» реорганизацией, в результате которой жители республики начнут получать качественную, своевременную и высокотехнологичную медицинскую помощь без очередей и проволочек. Многие больницы и поликлиники будут закрыты, при этом — созданы межрегиональные и межмуниципальные медицинские центры, открыты десятки фельдшерско-акушерских пунктов. Одним словом, оптимизация бюджетных расходов должна привести здравоохранение Удмуртии к европейскому уровню или хотя бы к уровню соседнего Татарстана, где, к слову, эту работу начали еще 15 лет назад.

фото: ©День.orgТочный диагноз

Сокращение койко-мест в стационарах — это, пожалуй, один из самых болезненных  для населения процессов в «лечении» системы здравоохранения. Пациенты после выписки из отделений круглосуточного пребывания описывают странную картину: палаты пустуют, а в госпитализации больным нередко отказывают, объясняя это одной фразой: «мест нет».

«Для жителей республики старшего поколения лечение в стационаре – это скорее привычка, чем действительная необходимость, — говорит министр здравоохранения Удмуртии Алексей Чуршин. — Простой пример: весной резко падает количество госпитализированных больных, а осенью, после завершения всех огородных дел, наоборотЖителей республики отучат от привычки "полежать" в больнице фото: ©День.org , возрастает. В больницу люди ложатся  именно «полежать», а не полечиться. Им дают таблетки, 2-3 дня ставят уколы, а все остальное время люди просто отдыхают, как в санатории. Здравоохранение несет расходы на питание, содержание пациентов в больнице и оплату работы врачей, при этом не хватает мест для тех, кто действительно нуждается в госпитализации».

Поэтому и решили в практику госпитализации по желанию, а не по показаниям вмешаться оперативно. За счет сокращения койко-мест, а вместе с этим — освобождения больничных площадей и высококвалифицированных специалистов развивать первичную — амбулаторную помощь, поскольку именно на это звено здравоохранения приходятся и огромные очереди, и низкое качество обслуживания из-за большого потока пациентов и нехватки врачей. Возродятся и дневные стационары, где, по словам Алексея Чуршина, больным дадут те же таблетки, поставят уколы, сделают физиопроцедуры, а на ночь отпустят домой.

Таким образом в Удмуртии будет решена проблема избыточного объема стационарной помощи в условиях, когда республика получает деньги на здравоохранение по подушевому принципу, то есть исходя из количества жителей. Сейчас у нас число госпитализированных больных намного превышает объемы финансирования и многие пациенты «лежат» в стационарах без особой необходимости.

Воткинская районная больница фото:gb2votkinsk.ru  Правильное лечение

Слияние больниц и поликлиник — это то, что доктор прописал, считают авторы  программы реорганизации. Рецепт прост:  к хорошо оснащенному, укомплектованному, но не на все 100% загруженному учреждению присоединяется меньшее по размерам, перенаселенное и не особо обеспеченное врачами и оборудованием. Удачный пример такого объединения — слияние Воткинской ЦРБ и Воткинской горбольницы  № 2 в Воткинскую районную больницу.  В одном учреждении объединили разрозненные терапевтическое, неврологическое, кожно-венерологическое, пульмонологическое, наркологическое отделения, гинекологию и роддом, три поликлиники, женскую консультацию и скорую. Теперь пациенты получают медицинскую помощь в рамках одной больницы, что существенно сокращает сроки, увеличивает доступность и качество. Все структуры учреждения управляются «из одного кабинета», поэтому происходит более грамотное и рациональное распределение денег. Плюс существенная экономия за счет того, что у больницы теперь единый административный аппарат, а не отдельный у каждого из звеньев.

«У нас есть Республиканская психиатрическая больница и есть несколько психоневрологических диспансеров в городах республики, нужна ли такая разветвленная сеть? — задается вопросом Алексей Чуршин. — Почему бы районные диспансеры не сделать филиалами республиканской клиники, подвести все под единое управление, избавиться от излишних площадей, требующих оплаты тепла, электроэнергии, налога на имущество и землю и т. д.?»

Точно так же в Министерстве здравоохранения планируют поступить с тубдиспансерами —  учреждения в Воткинске и Сарапуле сделать филиалами республиканского.  

Экстренная помощь

Еще один способ оздоровления системы здравоохранения — отказ от не полностью Мобильный фельдшерско-акушерский пункт фото:m-s-n.ru  востребованных поликлиник и больниц в пользу быстровозводимых фельдшерско-акушерских пунктов. В ближайшее время в республике появится 21 новый ФАП, 27 млн рублей выделено на ремонт и лицензирование уже существующих. Но возникает резонный вопрос: как быть пациенту, у которого, к примеру, инфаркт, инсульт, открытый перелом или банальный аппендицит, ведь с такими диагнозами в сельском ФАПе больного не спасти.

«Мы будем создавать широкую сеть межрегиональных и межмуниципальных медицинских центров, где будут сосредоточены и необходимое оборудование, и специалисты, и операционные, чтобы оказывать экстренную медицинскую помощь больным из отдаленных населенных пунктов. Эти центры будут располагаться так, чтобы туда тяжелобольного человека можно было доставить в течение часа, то есть в пределах 50-60 км от ФАПа», — поясняет Алексей Чуршин.

Эти центры не новшество. В Удмуртии уже создано пять сосудистых центров. Еще один строится в Можге, к нему будет прикреплено население Можгинского, Алнашского, Вавожского, Граховского, Кизнерского районов. Это позволит уменьшить сроки госпитализации, повысить эффективность лечебно-восстановительных мероприятий для пациентов после инфарктов и инсультов и сократить смертность от этих заболеваний.

Заключение неврача

Если следовать прописанному плану «лечения», через три года мы должны получить медицину европейского уровня. Оптимизация в стране началась не сегодня и даже не вчера. Первые выводы уже сделала Счетная палата России. Выводы аудиторов: состояние пациента ухудшилось.

«В результате масштабной оптимизации в России медицинские услуги пока не стали эффективнее или доступнее, а объем платных услуг вырос почти на 25% , — сообщается в отчете Счетной палаты РФ. —  По данным федерального статистического наблюдения, в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения внутрибольничная летальность увеличилась на 2,6%. Кроме того, по ряду регионов, в том числе в которых зарегистрирован рост внутрибольничной летальности, в 2014 г. отмечен рост числа умерших на дому, что свидетельствует о нарушении принципов маршрутизации пациентов».

Еще цифры от Счетной палаты: в ходе реформы по всей стране было сокращено около 90Пока оптимизация не принесла ожидаемого результата фото: ©День.org тысяч медицинских работников. Правда, оговариваются аудиторы, в то же время страна нуждается в 55 тысячах врачей и 88 тысячах сотрудников среднего медицинского персонала. Так что, вероятно, именно оптимизация позволит ищущим найти искомое.

Что касается Удмуртии, то, по словам Алексея Чуршина, в результате оптимизации республика готова трудоустроить около 700 медицинских работников, то есть, возможно,  хирургу стационара придется стать хирургом поликлиники, так что без работы никто не останется, заверил министр.