С самозанятых взыщут. Налоговая система Удмуртии доберется до фрилансеров

Дмитрий Манылов

При формировании доходной части бюджета Удмуртии на 2016–2018 годы властям приходится искать нестандартные решения. Фискальная политика должна обеспечивать эффективное перераспределение доходов и создавать стимулы для экономического роста. Смогут ли власти решить эти проблемы в условиях, когда существенного роста доходной базы не предвидится?

К 2016 году будет внедрена система налогообложения по патенту для самозанятых граждан. Фото ©День.orgНашумевшая проблема массового отказа россиян от статуса индивидуального предпринимателя из-за увеличения размера страховых взносов заставила власти задуматься об обратном эффекте резкого увеличения фискальной нагрузки. Собираемость налогов уменьшается. Но за этой проблемой есть еще одна, не менее важная — растет доля незанятых трудоспособных граждан. В 2014 году уровень экономической активности населения составлял в Удмуртии 71,8%. То есть источник дохода остальных неизвестен нашим фискальным властям, а это почти 30% граждан трудоспособного возраста, исключая официально безработных, которых в нашей республике 5,1%.

Источник дохода почти 30% граждан трудоспособного возраста не известен фискальным властям. Фото ©День.orgПо словам заместителя министра финансов Удмуртии Натальи Огневой, одним из способов вывода таких людей из тени должна стать внедряемая в республике уже к 2016 году система налогообложения по патенту для самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей. Это могут быть, например, фотографы, репетиторы, переводчики, арендодатели квартир.

Таких людей на самом деле немало, и их отчисления потенциально могли бы существенно пополнить доходную часть бюджета, но действенность налоговой новации будет зависеть от цены патента, которая пока не озвучивается, и от того, насколько эффективной окажется система налогового администрирования.

Малый бизнес любит тень

Проблему «серого» рынка нужно решать быстро, поскольку его доля растет, и для этого есть объективные предпосылки. Эффективность нелегальных схем можно проиллюстрировать простым примером. В контракты на проведение строительных работ по госзаказу, размещаемые на конкурсной основе, иногда закладывается цена кирпичной кладки в размере, в два раза меньшем, чем у «серых» строительных бригад, оккупировавших рынок индивидуального строительства. Понятно, что рабочим крупных строительных компаний при таких заниженных расценках достанутся крохи. Отсюда для них возникает прямая выгода уходить в тень и пополнять такие вот бригады, где они вынуждены существовать в условиях демпинга со стороны нелегальных мигрантов из стран СНГ. Но и при этом работать по «серой» схеме часто оказывается выгоднее, чем по найму в строительной компании.

Чтобы стимулировать развитие легального бизнеса нужны свежие нестандартные решения. Фото ©День.orgЧтобы стимулировать развитие легального бизнеса, нужны свежие нестандартные решения и действенные подходы к оценке эффективности нормотворчества. Власти это понимают и пытаются запускать такие технологии. Например, в 2016 году изменится и порядок введения налоговых льгот — при принятии решения о новой льготе будет в обязательном порядке рассматриваться источник ее финансирования. Таким источником могут быть дополнительные поступления в бюджет от отмены старой льготы или увеличение поступления по другим налогам и сборам. И одновременно с принятием льготы будет устанавливаться период времени, по истечении которого финансисты проведут анализ ее эффективности и примут решение о целесообразности дальнейшего использования.

Перекос между старыми и новыми бизнесами

Оценивая последние нововведения в налоговой сфере, можно сказать о некотором перекосе нормотворческих усилий в сторону вновь созданных предприятий и даже стартапов. Пример — снижение налоговой нагрузки для новых предприятий, осуществляющих капитальные вложения. Для них даже специальное название придумали — «гринфилды». Но, по данным Общественной палаты России, только 3,8% малых предприятий существуют более трех лет с даты регистрации. На это можно сказать, что налоговые послабления для новичков как раз направлены на то, чтобы больше таких предприятий доживало до четырехлетнего возраста. С другой стороны, именно в первые три года проходит процесс естественного отбора, и было бы эффективнее оказать поддержку предприятиям, прошедшим этот отбор, но попавшим в затруднительное положение в силу макроэкономических причин.

Проблема капитальных вложений для них может быть не менее актуальна — процент износа основных фондов продолжает увеличиваться, в нашей республике за 10 лет он вырос с 49,6 до 53,6%. При существующем перекосе налоговых послаблений в сторону новых предприятий у «старичков» возникает соблазн обойти законодательство и придумать механизмы вывода активов в формально независимые стартапы для получения льготы, а это опять лишает систему прозрачности. И в результате вместо создания эффективных стимулов роста получаем очередную имитацию бурной деятельности. Но в данном случае вопрос больше в сторону федеральной власти, система построена так, что местные чиновники, к сожалению, в основном реагируют на сигналы сверху.