«Железный занавес» для ижевского оружия. Истинные и мнимые цели введения американцами санкций

Дмитрий Манылов

Политические демарши США начинают походить на промышленное пиратство. Очередной жертвой санкционной политики американцев стал Ижевский механический завод, для которого этот рынок был достаточно интересным. В концерне «Калашников», который в настоящее время управляет этим заводом, оценили последний шаг американцев как попытку поставить политику на службу чисто экономическим целям. Мы решили проанализировать, какую выгоду смогут получить от этого заокеанские компании.

Фото ©День.orgНа сей раз удар пришелся по предприятию, специализирующемуся в основном на гладкоствольном охотничьем оружии под брендом Baikal, а менеджеры, попавшие в санкционный список, руководят сугубо гражданскими направлениями по развитию бизнеса и  экспортным поставкам. Еще в прошлом году под санкции попал концерн «Калашников». Именно поэтому процедуру вхождения Ижевского механического завода в его состав заморозили.

Фото: kalashnikovconcern.ruИжевские ружья важны для американского рынка, и, с одной стороны, кажется, что власти США действуют в ущерб собственному бизнесу. Но если разобраться, то ситуация разворачивается под другим углом. Еще в 2004 году в Ижевск приезжала делегация крупнейшего американского оружейного концерна Remington arms company во главе с директором Томасом Миллнером. Американцы тогда высоко оценили качество ижевских охотничьих ружей, особенно их исключительную надежность, качество стали. Отдельный респект был высказан ижевской граверной традиции, практически утраченной в США.

Тогда американцы были очень заинтересованы в обмене опытом и поставках — ижевские ружья пошли на американский рынок под маркой SPARTAN. Все было взаимовыгодно и чудесно, и вдруг на ижевское оружие обрушивается один удар за другим, последний — как раз по Ижевскому мехзаводу, то есть по бренду Baikal. Создается впечатление, что заокеанские партнеры успели перенять опыт ижевских мастеров и готовы просто помахать нам рукой, — теперь даже наши гражданские специалисты, занимающиеся внешнеторговыми контактами, не смогут слетать в США, чтобы уладить какие-то вопросы совместного бизнеса.

До свидания, мы уже все подсмотрели

Фото ©День.orgАмериканцы традиционно не принимают формулу взаимовыгодного партнерства, они используют контрагентов как объект удовлетворения своих интересов. Ситуация напоминает известную реплику Остапа Бендера о том, что он сможет заняться вопросом Воробьянинова без него.

И пример с Ремингтоном не единственный. По информации пресс-службы концерна, американский рынок для гражданского стрелкового оружия ижевского производства был ключевым, около 80% экспорта по этой категории приходилось на Штаты. Там охотно покупали как гладкоствольное, так и нарезное гражданское оружие. Особой популярностью пользовались карабины «Сайга», выпускающиеся под брендом «Калашников», напоминавшие американцам легендарный АКМ.

В последние годы популярность ижевских карабинов была особенно высока. По карабинам «Сайга-12» был заключен контракт на поставки для американской полиции. Да и обычным янки, живущим в иллюзорном мире своей заоблачной крутизны, нравилось держать в руках фетиш времен холодной войны. А таких простых любителей оружия в Штатах очень много и становится еще больше.

Фото: kalashnikovconcern.ruЗа последние 10 лет, по оценкам экспертов, количество заказов на оружие в США утроилось, сегодня там продается ежегодно до 20 миллионов стволов — цифра фантастическая. А делиться прибылью в США не любят. Поэтому тот факт, что политическое давление и экономические интересы совпали, не вызывает удивления.

Этим летом, по сообщению американской компании KalashnikovUSA, в Штатах начались продажи американских аналогов «Калашникова». И незамедлительно последовал очередной политический жест, смысл которого, согласно официальным комментариям, в том, чтобы закрыть возможные пути обхода санкций. Что же получается, американцы научились с грехом пополам копировать ижевское оружие, набравшее огромную популярность на их рынке, и закрыли все пути для проникновения оригинальной продукции и комплектующих в Америку.

То есть в отношении ижевского оружия США выступают в роли страны третьего мира, распространяющей на своей территории ухудшенные аналоги всемирно известного бренда.

Ничего личного

Фото ©День.orgБеспринципность заокеанского протекционизма подтверждается статистикой изменения структуры внешней торговли России и США. По итогам 2014 года объем российско-американской торговли увеличился, по данным ФТС, на 5,6% и составил около 29,2 млрд долларов. При этом объемы импорта американских товаров в Россию выросли сразу на 12,1% — до 18,5 млрд. То есть Америка готова увеличивать поставки своих товаров в Россию, параллельно защищая свои рынки от качественной российской продукции.

А привязка санкций к политическим событиям вокруг Украины — вещь сомнительная, они были всегда. Достаточно вспомнить пример с несостоявшейся продажей «Опеля» Сбербанку и Magna. Правда, тогда отказ от сделки в последний момент был решением «Дженерал Моторс», а не администрации США, но суть от этого не меняется. Всё это бизнес, ничего личного, просто возможности крупного бизнеса сегодня настолько велики, что политика стала инструментом обслуживания его интересов.