Дом, который построил Мавлутдинов. После убийства Малахова дольщики потеряли надежду на новоселье

Жанна Ситникова

Убийство Алексея Малахова подстегнуло дольщиков «Инвест-проекта» с утроенной силой искать правды. Компания, финансовым директором которой был обвиняемый в убийстве бизнесмена Ильдар Мавлутдинов, снова перенесла сроки сдачи. Вот только на какие деньги будут достраиваться дома? Строительная пирамида, негласно якобы принадлежащая депутату Госдумы Маркину, рушится: кредиты больше никто не дает, денежная подпитка прекратилась и выстроилась огромная очередь желающих взыскать с компании долги — кредиторы, государство, дольщики, расторгнувшие договоры.

Последние долгострои «Инвест-проекта»: дома № 47а и 49 на Петрова. Фото: ©День.org

«Мавлутдинов ни при чем»

Найти офис строительной компании «Инвест-проект» оказалось непросто: помещение без свойственных застройщикам громких вывесок затерялось в одном из подъездов возводимого фирмой дома.

Представившись дольщицей, я сообщила директору, что меня беспокоит отсутствие рабочих на объекте и факт пребывания в СИЗО финдиректора Ильдара Мавлутдинова.

«Это две разные истории. Стройка сама по себе, Мавлутдинов — отдельная история и никак к нам не относится, — отрезал директор «Инвест-проекта» Дмитрий Конюшенко. — Сдача дома запланирована на II квартал 2016 года».

Между тем на сайте компании указан срок сдачи домов — 31 декабря 2015 года. Многомесячное затишье на обоих объектах Дмитрий Конюшенко никак не объяснил, зато рассказал, что поднятая среди дольщиков паника — это происки отдельных личностей.

«Я знаю, кто эти кляузы пишет, я могу вам документы показать, что эта женщина приобрела у Стройка не первый месяц зияет черными дырами вместо окон. Фото: ©День.orgубитого Алексея Малахова трехкомнатную квартиру площадью 82 кв. м за 1,2 млн рублей, — сказал директор. — Эта цена ниже сметной стоимости квартиры! То есть получается, что она недоплатила нам как дольщица».

Тот факт, что квартира была отдана Алексею Малахову в оплату долга и не может числиться как неоплаченная, директор упустил.

Спрашиваю, как на псевдомоей квартире скажется арест Мавлутдинова? Дмитрий Конюшенко уверяет — никак.

«Единственное изменение — у меня работы прибавилось, потому что раньше Ильдар Аверьянович все сам контролировал, — сказал Конюшенко. — Приходил в 8 утра, уходил в 8 вечера, все сам делал. Теперь, конечно, всем буду я заниматься».

Неприметное крыльцо «Инвест-проекта». Фото: ©День.orgПирамида пошатнулась

Очевидно, что по 12 часов в день Мавлутдинов занимался не возведением жилья, а строительством пирамиды, видимо, для депутата Госдумы от Удмуртии Маркина, интересы которого Мавлутдинов якобы представлял. Пирамида работала по классической схеме: застройщик, еще даже не начав рыть котлован, выводил в продажу будущие квартиры и на часть собранных денег начинал какие-то работы в предыдущей «замороженной» стройке. Часть денег уводилась от объектов через различные фирмы. Члены инициативной группы дольщиков показали мне документы, судя по которым, несколько квартир были переданы ООО «Русстрой». Эта компания как-то подозрительно расположена по тому же адресу, что и «Инвест-проект», а руководил ею, по некоторым данным, все тот же Ильдар Мавлутдинов.

«Мы давно уже поняли, что наши деньги, предназначенные для строительства домов, осели За время строительства дольщики собрали увесистую папку с документами по своему дому. Фото: ©День.org где-то в Москве, — высказали своё мнение дольщики. — Наверное, только стараниями депутата Госдумы от Удмуртии Маркина, который, как многие полагают, является хозяином компании, "Инвест-проект" до сих пор не прикрыли».

За время своего существования «Инвест-проект» построил в Устиновском районе Ижевска всего четыре дома, сдача каждого откладывалась годами.

«Когда в 2012 году наш, 49-й дом вывели в продажу, соседний — 47а уже больше года стоял без каких-либо движений и изменений, — рассказал член инициативной группы дольщиков дома № 49 на Петрова Василий. — Как только появились дольщики в нашем доме и внесли деньги, в соседнем возобновилась стройка».

Ключи от дома с таким крыльцом предлагает застройщик дольщикам. Фото: ©День.orgХудо-бедно такая схема работала несколько лет, но где-то система дала сбой, так как очередная стройка встала, а новая, которая стала бы финансовой подкормкой, так и не появилась. Уже ни для кого не секрет, что в последний год Мавлутдинов только и делал, что занимал деньги. Когда после его ареста дольщики вплотную занялись своей ситуацией, они выяснили, что счета «Инвест-проекта» давно арестованы, по ним с 2013 года не проводились никакие операции, компания за прошлый год не заплатила ни рубля налогов.

Новоселья не будет

Сейчас за «Инвест-проектом» числятся два недостроя — дома 47а и 49. Дом 47а, срок сдачи которого с 2009 года переносился уже восемь раз, на первый взгляд, готов к заселению, и застройщик предлагает дольщикам ключи от квартир, но те — не берут.

«В доме нет входных групп, нет лестниц, а без них невозможно подняться на крыльцо, — говорит дольщица дома № 47а на Петрова Лариса Зыкина. — Нет освещения в подъездах, кабель не подключен, в четвертом подъезде его нет. Нет системы дымоудаления, пожарных щитов и сигнализации, в подъездах нет плитки на полу, лифты без боковых откосов и не выведены на пульт. Обои есть только в некоторых квартирах и местами, сантехники нет, на полу нет стяжки, не зашпаклеваны стены. Окна без откосов и подоконников».

Дольщики и рады бы принять этот дом, но недоработки настолько серьезны, что жильцы Дольщики дома № 47а готовятся к пикету. Фото: ©День.orgрискуют не получить согласие на обслуживание дома от тепло-, газо-, электро-, водоснабжающих организаций.

Ситуация с домом № 49 еще хуже — из 16 этажей построено только двенадцать. Изначально в сметной документации было написано, что срок сдачи высотки — 2013 год.

«Положение у нас очень серьезное, после ареста Мавлутдинова мы везде письма разослали, и в контролирующие органы в том числе, — рассказал член инициативной группы дольщиков дома № 49 Василий. — В Госстройнадзоре нам дали отписку, что застройщик продлил срок сдачи объекта, так что нарушений нет».

На сайте интернет-объявлений на продажу выставлено несколько квартир из этого дома, причем по очень низкой цене. Но авторы объявлений покупать эти квартиры не советуют.

По крайней мере, одну квартиру убитый бизнесмен Малахов успел продать, и его вычеркнули из списка дольщиков. Фото: ©День.org«У этого застройщика сейчас не лучшие времена, поэтому давайте я подберу вам другую новостройку», — предложил мне ответивший на звонок по объявлению риелтор.

По словам дольщиков, многие уже отказались от договоров долевого участия. «Несколько договоров по нашему дому расторгнуто, но деньги, которые дольщики заплатили, никто не возвращает, — говорит Василий. — Есть судебные решения о возврате средств, но в "Инвест-проекте" их игнорируют».

Дольщики показали мне список различных исполнительных листов — он занимает 15 страниц. В их числе и штраф в размере 200 тысяч рублей, который наложил на компанию Госстройнадзор за нецелевое использование средств дольщиков.

Дом, который недостроил Ильдар

В то, что эти дома будут достроены, сейчас мало кто верит. Когда я спросила про положенную по закону неустойку за отложенную сдачу дома, директор «Инвест-проекта» ответил весьма категорично.

«Я сразу всех дольщиков предупреждаю, что никаких неустоек платить не буду», — заявил Конюшенко.

Кстати, директор Конюшенко в компании меньше года. Предыдущий — Красноперов — Автомобилисты игнорируют призыв не парковаться, так как знают, что эти ворота уже давно не открываются. Фото: ©День.orgскончался в начале 2015-го от сердечного приступа. Новый руководитель от общения с дольщиками не отказывается, а они в свою очередь не очень-то и спешат к нему на прием, так как понимают, что он, скорее всего, лишь ширма, прикрывающая чей-то бизнес.

Мне, как и членам инициативной группы дольщиков, Конюшенко сказал, что достраивать дома будет за счет денег, которые компания не получила по некоторым договорам. Но, как выяснилось, речь идет о квартирах, отданных подрядчикам и кредиторам в качестве оплаты.

Да и квартир, принадлежащих юрлицам, уже практически не осталось: как и бизнесмен Малахов, предвидя закат «Инвест-проекта», они поспешили сбыть с рук неликвидную недвижимость. К примеру, в доме № 49 из 150 квартир проданы 136. Физлицам — 121 квартира, 15 — различным ООО, в том числе и «Русстрою».

Так что рассчитывать остается только на чудо либо на то, что появится новый Мавлутдинов, наберет кредитов и компания достроит хотя бы один дом.