В первый весенний уикенд в столице Удмуртии друг за другом пройдут три финала по зимним трековым автогонкам. 5 марта — финал Кубка России, 6 марта — финал чемпионата России и 7 марта — решающий рейсинг открытого республиканского первенства. Столь высокая гоночная концентрация объясняется очень просто: Ижевский ипподром остался едва ли не единственным открытым рингом в стране, где сохранилась ледовая «подушка». Пока сохранилась…
Только Татария и только Удмуртия
Типичная «европейская» зима, накрывающая то и дело Россию, сделала зимний трек редкостным явлением. Уже в январе в подмосковном Раменском организаторы были вынуждены отменить первый этап российского чемпионата. Позже «белый флаг выбросил» самарский Курумоч, и вместо «Самара-ринга» второй по порядковому номеру этап пришлось принимать ипподрому в Усадах около Казани.
К слову сказать, впервые за многие годы из-за погодных условий вперемежку с экономическими проблемными «вводными» на Московском ипподроме «задвинули» традиционную «Гонку звезд» на призы журнала «За рулем», а в Тольятти решили повременить с проведением «Рождественской гонки» и даже популярным в Автограде заездом бизнес-драйверов.
Между прочим, в прошлом году в этой любительской гонке победил директор производственной площадки АвтоВАЗа в Ижевске Михаил Рябов.
До недавнего времени два ринга в Татарии (в Усадах и Набережных Челнах) и нестандартный Ижевский ипподром (с профилированными виражами и длиной круга 1 069 м вместо «обычных» 1 600 м) оставались последними гоночными оазисами-овалами в стране, где сохранялась ледовая подкладка.
Однако резкая оттепель существенно подтопила и размягчила эти ледовые «подушки».
Тем не менее в Ижевске организаторы продолжают подготовку сразу трех мартовских рейсингов — двух российского масштаба и одного межрегионального.
«У нас есть слаженная команда, и мы справимся с проведением гонок», — сказал председатель Федерации автоспорта Удмуртии Ильдар Фаттахов, когда стало известно, что Российская автомобильная федерация делегировала в Ижевск права на проведение двух финалов национальных турниров.
Кубковые герои
Программу плотного ижевского гоночного уикенда 5 марта (начало всех гонок организаторы объявляют на 11:30) откроет финал Кубка России.
Для выхода в финал этих гонок пилоты были разделены на две территориальные отборочные группы, и лучшие из них гарантированно приедут в Ижевск.
Прежде всего, в столице Удмуртии борьбу за трофей поведут двое самых титулованных российских трековиков — тольяттинец Дмитрий Брагин и Тимур Тимерзянов из Казани. При этом в их спор обязательно вклинится большая татарская «диаспора» (Тимур Шигабутдинов, Олег Жаворонков, Рафаэль Фаттахов, Айдар Нуриев, Раис Минниханов — старший брат президента Татарстана Рустама Минниханова), а также матерый орловский ас Владимир Черевань, Роман Агошков из Тольятти, Андрей Масленников из подмосковного Пушкино.
Внушительным «экипажем», по крайней мере по количеству, должны выглядеть хозяева трека. Ижевское «крыло» сформируют Ильдар Фаттахов, выигравший первую январскую «отборку» во второй группе в Череповце, Наталья Гольцова (дочь легендарного ижевского автогонщика Владимира Гольцова), Александр Шувалов.
Возможно, что в этой «команде» на лёд выедет и любимица ижевских болельщиков Елена Зорина.
Февральский Ленинский переворот
На ижевском отборочном этапе в начале февраля Елена Зорина угодила в жестокий переплет — после столкновения с машиной молодого казанца Василия Кораблева (ученик Дмитрия Брагина) ее чернильного колера «LADA Калина» совершила амплитудный кульбит на четыре оборота и перевернулась на крышу.
— Лена, как минимум ты сделала четверной «прыжок»! — вскоре после того, как пилотесса выбралась из кабины, наш обозреватель нашел аналогии с фигурным катанием.
— Не знаю, я не считала, — отреагировала Лена с легкой усмешкой. — Мне показалось, что я кубарем переворачивалась очень долго. Первая мысль и ощущение: «А смогу ли я завтра выйти на старт в чемпионате Удмуртии?» Я была уверена, что выйду из «больничного» виража (северный поворот на Ижевском ипподроме неподалеку от «ижмашевской» больницы, южный вираж на сленге называется «конюшенным» из-за близости ипподромных денников. — Прим. авт.) и продолжу борьбу дальше. Но я никак не ожидала, что получу удар сзади в правую часть автомобиля. Сознательно или нет сделал это мой соперник, судить не берусь. Я выходила из виража первой, другой пилот из-за снежной шуги мог не увидеть мою машину…
Под другим ракурсом на этот гоночный инцидент посмотрел классный пилот, инженер-механик и тренер Дмитрий Брагин.
— Вася Кораблев допустил ошибку при входе в поворот, и его вынесло к брустверу, — Брагин восстанавливал ретроспективу эпизода. — Лена подъехала очень близко к Васе, заняла более выгодную траекторию, но нехватка опыта у нее. Она должна была оставить место на выходе из поворота для рядом идущей машины, но, видимо, «легла» на бруствер, а они были сегодня «каменными». Поэтому любое касание имело фатальные последствия…
Большой спорт и принципиальный спор
Шестого марта в финале чемпионата России ижевские зрители увидят многих пилотов, которые накануне будут сражаться за отечественный трофей. К Брагину, Тимерзянову, Шигабутдинову, Агошкову, Шувалову и другим могут добавиться быстрые самарцы Сергей Рябов (победитель февральского этапа чемпионата в Усадах) и Михаил Малеев. Дополнительную интригу может внести появление на треке казанца Ильдара Рахматуллина, его ижевского тезки Фаттахова и казанского однофамильца пилота из Ижевска Рафаэля.
— Нынче я не планировал «ехать зиму», — смеется Рафаэль Фаттахов. — Но после того, как я неплохо «прокатился» на чемпионате Татарии, команда из Нижнекамска предоставила мне машину (KIA Rio — одна из немногих иномарок в сплошном пелотоне ВАЗ-1119 «LADA Калина». — Прим. авт.). «Прокатись за нас, Рафаэль, машина есть, резина есть!» Отказать друзьям я не смог.
В перезаезде за первое место в ижевской «отборке» Рафаэль Фаттахов уступил Дмитрию Брагину, выступавшему в той гонке вне зачета.
— Это я зашел в вираж чуть шире, чем нужно, и оставил на дорожке маленькую «лазейку», — комментировал причину упущенной локальной победы казанец. — Опытнейший Дима за такие ошибки быстро наказывает. Но гоняться с этим достойным пилотом одно удовольствие!
— Дим, а ты для чего выигрывал этот перезаезд? Квалификационных очков-то он тебе не принес, — наш репортер нарочно «заводил» пилота из Тольятти.
— Потому что это спорт! — «не понял» вопроса Дмитрий Брагин. — В душе и на деле мы спортсмены, и наш спор с Рафаэлем был принципиальным, независимо от того, кто, сколько и для чего получит очков…
Седьмого марта большой праздник зимнего трека завершит финал чемпионата Удмуртии, где безоговорочно лидирует прошлогодний победитель ижевчанин Максим Загуменнов.