«Инвест-Проект» банкротят? В Удмуртии впервые с 2010 года могут появиться новые обманутые дольщики

Жанна Ситникова

Кредиторы строительной компании «Инвест-Проект», финансовым директором которой долгое время был обвиняемый в убийстве ижевского бизнесмена Ильдар Мавлутдинов, вероятно, исчерпали возможности мирного урегулирования долговых вопросов. В Арбитражный суд Удмуртии поступило заявление о признании ООО «Инвест-Проект» банкротом. Это значит, что впервые за много лет республиканский список обманутых дольщиков может пополниться новыми фамилиями. И вряд ли их появление связано с экономическим кризисом в стране и мире.

Одиночный пикет в декабре 2015-ого. С тех пор ситуация только ухудшилась. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Очень жаль

Кто этот кредитор и сколько ему должен «Инвест-Проект» — неизвестно. На сайте Арбитражного суда пока опубликовано только имя заявителя — Пантелеев Алексей Александрович. Человек с такими данными значится в учредителях двух удмуртских компаний, одна из которых занимается общестроительными работами. Правда, указанные для контактов телефоны офиса организации отключены.

Как бы то ни было, заявление о признании застройщика банкротом было подано в Замминистра строительства Анатолий Кловзник уже 10 лет, по его словам, наблюдает, как "Инвест-Проект" годами сдает свои дома. Фото: © «ДЕНЬ.org»
Арбитражный суд 24 февраля, и это весьма тревожный звонок. Замминистра строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртии Анатолий Кловзник о заявлении о банкротстве узнал от корреспондента «ДЕНЬ.org».

«Что ж, очень жаль, — такой была первая реакция чиновника, курирующего вопросы жилищного строительства. — Вполне возможно, что появятся новые обманутые дольщики, хотя, конечно, банкротство не всегда приводит к недостройке дома».

Напомним, за «Инвест-Проектом» числятся два долгостроя — на Петрова, 47а и 49. Дом № 47а — почти готовая 12-этажка, в которой нужно устранить небольшие, но существенные недоработки: установить освещение в подъездах, разобраться с лифтами, входной группой и придомовой территорией. Цена вопроса, по разным данным, от 10 до 20 млн рублей.

Дом № 49 — 16-этажная высотка, планируемая цена строительства которой, согласно проектной декларации, 320 млн рублей. Если учесть, что дом достроен только до 12-го этажа, то цена вопроса сейчас, вероятно, составляет не менее половины заявленной в проекте стоимости.

Братья-долгострои: дома 47а и 49 на Петрова. Фото: © «ДЕНЬ.org»

Дом № 47а

Уже почти полгода инициативная группа дольщиков этого дома живет в режиме еженедельных совещаний, даже провели одиночный пикет и митинг. Счастье, то есть новоселье, очень близко и в то же время недосягаемо, так как из-за недочетов дом не готов к проживанию.

Тем не менее, замминистра Анатолий Кловзник считает, что участникам долевого строительства этого дома статус обманутых дольщиков не грозит. «Здесь вопрос не так категоричен — тьфу, тьфу, тьфу, — в ближайшие месяцы, я думаю, он все же будет достроен, есть у  нас определенные наработки», — сказал чиновник. 

Депутат Госдумы РФ от Удмуртии Андрей Маркин. Фото: «ДЕНЬ.org»На одном из заседаний инициативной группы неожиданно появился депутат Госдумы от Удмуртии Андрей Маркин. Неформальный лидер региональной организации ЛДПР предложил ижевчанам помочь стать собственниками своих квартир. Свое содействие депутат объяснил тремя причинами: «моральной ответственностью» за однопартийца Ильдара Мавлутдинова, которого обвиняют в убийстве и в развале строительной компании, а также поручением «разобраться в ситуации» от Жириновского, которому пожаловались дольщики на проблемы с домом. Третья причина — «некоторая ностальгия», поскольку, по словам Маркина, именно он когда-то в этом районе начинал строить многоэтажные дома. 

Андрей Маркин сообщил дольщикам, что у них всего два пути. «Вариант первый — я довожу эту ситуацию в переговорном процессе до какого-то движения со стороны правительства и администрации города, и мы договариваемся о том, что я финансирую окончание строительства в следующем объеме: мы приводим в полное соответствие с документацией вопросы прокладки сетей электроснабжения, отделки мест общего пользования, подъезды, площадки и так далее», — заявил депутат.

Второй вариант, по словам Маркина, заключается в создании ЖСК, позволяющего самостоятельно достроить дом и оформить право собственности на квартиры. 

Естественно, что дольщики против вложения новых средств в достройку дома, но, по словам депутата, первый вариант с его участием требует времени, которого нет. «Есть риски, что, если все это затянется, дом может по суду уйти в банкротство и ситуация закончится тем, что вы в принципе не зарегистрируете права», — отметил он.

Новоселье в доме 47а так близко и так далеко... Фото: «ДЕНЬ.org»

Кстати, депутат пообещал дольщикам через неделю снова прийти с более детальным предложением, но больше так и не появлялся. Дольщики же сейчас обивают пороги кабинетов премьера Виктора Савельева, министра строительства Ивана Новикова и главного госстройинспектора Виктора Коротаева.

Дом № 49

Шестнадцатиэтажка, застывшая как символ долгостроя, вызывает у чиновников Минстроя куда более серьезные опасения. Пока официальных поводов для вмешательства у властей и надзорных органов нет — согласно проектной декларации срок окончания строительства — 31 декабря 2016 года, то есть через 4,5 года после начала работ.На площадке строительства дома № 49 на Петрова слышно только ворон. Фото: © «ДЕНЬ.org»

«Положение у нас очень серьезное, после ареста Мавлутдинова мы везде письма разослали, и в контролирующие органы в том числе, — рассказал член инициативной группы дольщиков дома № 49 Василий. — В Госстройнадзоре нам дали отписку, что застройщик продлил срок сдачи объекта, так что нарушений нет».

Заваленные письмами и жалобами дольщиков чиновники все же начали предпринимать какие-то шаги по урегулированию вопроса.

«Там есть определенные возможности достройки дома с привлечением других строительных компаний, — сказал Анатолий Кловзник. — Вариантов масса, и опыт в этом деле у нас большой, но если „Инвест-Проект“ будет признан банкротом, то все эти варианты будут невозможны», — добавил чиновник со вздохом, словно жалея о возможной бесполезности потраченных на решение проблем дольщиков усилий.

Так что у участников долевого строительства этого дома есть все шансы получить вместо квартир статус обманутых дольщиков. «Инвест-Проектом» задекларировано строительство 150 квартир, значит, на такое количество фамилий может увеличиться республиканский список тех, кто пострадал от недобросовестных застройщиков и о ком теперь обязана заботиться республика.

Митинг в декабре 2015-ого. Доведенные до отчаяния дольщики готовы объявить голодовку. Фото: © «ДЕНЬ.org»

К слову, тот же депутат Маркин на встрече с дольщиками дома № 47а сообщил, что он «по опыту знает», что сомневаться в серьезности кредиторов, которые могут призвать «Инвест-Проект» к ответу, не приходится. «Люди эти действуют профессионально, — сказал Маркин. — Они набили руку на банкротстве „Химстроя“, „Экспресса“, но действуют они в правовом поле». Как в воду глядел... Первое заседание по признанию «Инвест-Проекта» банкротом назначено на 29 марта.