Бензин дороже 40 рублей. Жители Удмуртии отреагируют на очередной рост акцизов падением спроса

Дмитрий Манылов

Единственным экспертом в Удмуртии, откровенно прокомментировавшим очередное повышение с 1 апреля этого года акцизов на бензин и дизельное топливо, стал бывший руководитель сети автозаправок «Браверс» Алексей Половайкин. Сейчас он работает в Петербурге и высказывает независимое мнение о топливном рынке.

Фото: © «ДЕНЬ.org»Местные представители крупных участников рынка воздерживаются от комментариев, а на самом верху произносятся порой диаметрально противоположные вещи. Например, министр финансов РФ Антон Силуанов в начале февраля высказал предположение о том, что рублевая цена нефти снижается, соответственно, и цена бензина должна снижаться, поэтому рост акцизов не должен сказаться на конечной цене для потребителя.

Чуть позже его же ведомство озвучило прогноз о том, что в результате последнего повышения акцизных ставок розничные цены на бензин могут вырасти на 6,5–7%. Их коллеги из Банка России прогнозируют общий рост цены бензина в России в 2016 году на 10,4%.

Наперегонки с инфляцией

Алексей Половайкин. Фото: superjob.ru«Стоимость нефтепродуктов в розницу будет на уровне инфляционных ожиданий», — считает Алексей Половайкин и предполагает, что в течение года рост составит до 5 рублей, то есть 92-й бензин может к концу декабря перешагнуть планку в 40 рублей за литр, а 95-й приблизиться к 43 рублям. Этот рубеж благодаря усилиям Федеральной антимонопольной службы розница вряд ли сможет превысить, но в любом случае темп роста в этом году будет выше, чем в предыдущем.

Если сравнивать среднюю цену бензина на начало апреля с тем же периодом прошлого года, то в Удмуртии ходовые сорта бензина подорожали на 2,6 рубля. То есть примерно на 8% ниже прошлогодней инфляции, и это упущение в российском правительстве,  видимо, решили ликвидировать.

Фото: riccom.ru5 апреля в правительстве закрепили нормативы распределения доходов от уплаты акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо и моторные масла в пропорции 23% в федеральный бюджет и 77% в бюджеты субъектов РФ. Как сказано в комментарии на официальном правительственном сайте, это будет способствовать сбалансированному наполнению федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов Российской Федерации.

Ни шагу назад — налоги будут только расти

Общий объем дополнительных бюджетных поступлений прогнозируется на уровне 89 млрд рублей. Что касается Удмуртии, то для нашего дорожного фонда, как сообщил информагентству «Удмуртия» глава Миндортранса республики Виктор Вахромеев, повышение акцизов принесет дополнительные 150 млн рублей. Сумма явно недостаточная, чтобы региональные законодатели могли поднять вопрос о снижении ставок по транспортному налогу. Этот вопрос федералы предусмотрительно отдали на откуп регионам, в нынешней ситуации массовых проблем с увеличением госдолга региональных бюджетов компенсация роста налоговой нагрузки по акцизам за счет транспортного налога практически невозможна.Фото: © «ДЕНЬ.org»

Кстати, уже несколько раз в Госдуму РФ вносились законопроекты об отмене транспортного налога, но эта перспектива  еще более нереалистична, чем снижение ставок транспортного налога в регионах.

Рост цен на бензин в условиях падения реальных денежных доходов населения уже начал отрицательно сказываться на объемах розничной реализации топлива. По данным Росстата, индекс физического объема реализации автомобильного бензина с 2003-го по 2013 год колебался в диапазоне от 103 до 114%. В 2014-м индекс составил 99,4%, и этот год стал первым, когда объем реализации бензина в пересчете на литры, несмотря на рост автопарка, упал по сравнению с предыдущим годом. 2015-й наверняка продолжит эту тенденцию.

«В стране кризис. Статистикой „Браверса“ оперировать не могу, но впечатление складывается, что товарооборот на АЗС снижается, — отмечает Алексей Половайкин. — Единственная причина в том, что автомобилисты экономят и считают деньги».

В 2010–2011 годах в периоды сезонного роста потребления Россия сталкивалась с дефицитом топлива на заправках. В этом году из-за кризисного снижения спроса дефицита не будет. Судя по росту аукционной активности розничных автозаправочных компаний, идет серьезная борьба за сохранение долей на сужающемся рынке. Сегодня лояльные клиенты крупных АЗС могут рассчитывать на весьма существенные скидки.

Где спрятана маржа?

Алексей Половайкин поделился информацией о планах нового крупного татарстанского нефтеперерабатывающего завода «ТАНЕКО», специализирующегося на дизельном топливе, к лету этого года наладить производство автомобильного бензина в больших объемах. Если это произойдет, то страна получит огромное дополнительное количество АИ-92.

Фото: krsk.aif.ruУдмуртия, к сожалению, в отличие от соседей не только не имеет до сих пор на своей территории ни одного нефтеперерабатывающего завода, но у нас нет даже серьезных перспективных проектов в этой области. Были попытки проектировать строительство НПЗ в Малопургинском, Вавожском районах, но пока все это совершенно несбыточно.

Хотя сегодня НПЗ не выдают на-гора золото. В конце марта, по данным федеральных СМИ, руководители крупнейших компаний нефтяного рынка обратились к Владимиру Путину с просьбой о том, чтобы как раз в связи с последним повышением акцизов переложить их уплату с НПЗ на автозаправочные станции. Они объяснили это снижением маржи нефтепереработчиков, не позволяющим проводить модернизацию производства. Правительство вряд ли пойдет на это, поскольку собирать налог с нескольких десятков НПЗ значительно проще, чем с нескольких тысяч АЗС.

Основная антикризисная задача местных властей очевидна — максимально включаться во все федеральные программы, чтобы привлечь московские деньги в наш регион... Читать далее...Так где же спрятана основная маржа нефтепереработки? Средняя розничная цена бензина АИ-92 в Удмуртии на начало апреля — 34,68 рубля за литр. Оптовая цена на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, основном российском операторе оптовой торговли нефтепродуктами, сегодня чуть больше 29 рублей за литр АИ-92. То есть маржа розницы составляет около 18,5%, что с учетом расходов на транспортировку и высоких накладных расходов не слишком жирно.

Переработчики в любом случае переложат стоимость акциза в отпускную цену, розница за счет снижения рентабельности работать уже не сможет и поднимет цены для потребителя. Только потребитель уже не сможет все это финансировать. Он сократит потребление, значит, НПЗ будут наращивать экспорт? Или, может быть, российскому правительству стоит перестать заглядывать в наши пустеющие кошельки и заняться уже всерьез чем-то, кроме нефти и газа?