Предоставлены сами себе. Жители Кизнера в Удмуртии подумывают о строительстве ковчегов

Юлия Сунцова

Потоп накрыл несколько населенных улиц в центральной части поселка Кизнер в Удмуртии. Жителям пришлось срочно переходить на водный транспорт. От стихии пострадали не только деревянные избы селян, но и их подсобные хозяйства, огороды, домашний скот, техника и транспорт. Помощь местных чиновников жителям ограничилась спецоперацией по спасению одного "утонувшего" авто. 

Фото: Роман ЛукояновПоловодье приносит беды не первую весну, однако местных чиновников проблема как будто бы совсем не волнует, рассказали «ДЕНЬ.org» пострадавшие семьи. Еще несколько лет назад от разлива прибрежные улицы защищали вырытые вдоль русел рек Люги и Тыжмы противопаводковые каналы. Сегодня за канавами никто не смотрит, они заброшены, наполнены илом и поросли деревьями.

Полностью затопленными оказались улицы Рабочая, Береговая и Южная — в деревенских домиках здесь проживает пять десятков семей — более 150 человек. 

Фото: Роман ЛукояновПо словам жителей, вода не отступает уже вторую неделю.

«Утром своих вывозил на лодке. Вечером из окна удочки закину. Кто со мной на рыбалку?» — с иронией говорит хозяин одного из затопленных домов Роман Лукоянов.

В действительности весёлого в создавшейся ситуации мало.

Автомобили скрыло в воде по крышу. Чтобы передвигаться по своим улицам, люди строят плоты и достают надувные лодки. Затопило сени, овощные ямы и погреба. Дома и постройки жителей в основном деревянные, и после отступления воды они начнут подгнивать.  

«Два дня назад воды было по пояс. В домах стало очень влажно, дети сразу начали кашлять. Выбирались из дома и передвигались кто на чем — на плотах, досках, просились в лодки к соседям, — рассказывает жительница Светлана Зыкина. — Детей вытаскивали на себе. Вернуться обратно из школы они самостоятельно, без взрослых, соответственно, не могли, были вынуждены дожидаться нас, родителей, у подруг или родственников до конца рабочего дня».

Фото: Роман ЛукояновВ подпольях у семей потонул весь урожай, которые целое лето они с большим трудом выращивали у себя в огородах. Да и сами огороды после нашествия воды стали почти непригодны для возделывания и посевов этой весной — вряд ли на них что-то взойдет.

«В общем, одни убытки, — расстраивается Светлана. — Помощи мы так ни от кого и не дождались. Страховые компании со скрипом и с судом готовы выплатить по 5 000 рублей, при том, что само оформление страховки ежегодно обходится в 3 900 рублей. Местные управления по делам гражданской обороны и МЧС переваливают ответственность на администрацию. В администрации же просто отмахиваются».

Ситуация с наводнениями в квартале повторяется из года в год. В 2016-м разлив рек стал одним из самых сильных и разрушительных за последние годы — до этого подобный наблюдался в 2011 году.

Фото: Роман ЛукояновПодтопленцы рассказывают, что не раз обращались с просьбой о помощи и за возмещением имущественных потерь к местным властям. Но те только обещают, что все исправят, примут меры, а то и вовсе с безразличным видом заявляют: «При чем тут вообще администрация?!»

«За время наших хождений по поселковым и районным администрациям мы поняли, что никто не хочет нести ответственности за потопы. Куда еще нам нужно обратиться, жить так дальше невозможно!» — говорят кизнерцы.

Фото: Роман ЛукояновВ администрации Кизнера пояснили, что несколько дней назад специалисты побывали на месте совместно со спасателями местного подразделения МЧС и сотрудниками районной службы по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций. Комиссия выезжала, чтобы спасти потонувшую «Ниву»… Вытаскивали тракторами.

«Да, у нас реки вышли из берегов. По сточным канавам поднялись до населенных улиц. Людям было предложено на время паводка переселение в общежитие поселкового сельхозтехникума, но они отказались покидать свои жилища, скот и хозяйства», — прокомментировал ситуацию заместитель главы администрации Кизнера Алексей Ханжин.

Он также добавил, что на пике наводнения движение по затопленным улицам регулировали уличкомы, они обеспечивали переправу жильцов на плавсредствах.

Фото: Роман Лукоянов«В настоящее время опасность миновала. Открытой воды нет, специалисты продолжают работу по восстановлению пострадавших хозяйств, подсчитывают ущерб», — заверил градоначальник.

По его словам, на компенсации и возмещение потерь и ущерба жильцы могли бы рассчитывать, если бы на территории был введен режим ЧС, однако местными органами власти и республикой такого решения принято не было.

Затопления, скорее всего, повторятся и в следующие сезоны, так как реки с каждым годом мельчают все больше, и значит, наводнения станут обильнее. Сейчас от весеннего паводка минимально защищена только улица Южная — дамбой для нее служит немного приподнятая насыпная дорога. Улицы Рабочая и Береговая — открыты всем ветрам.

Выходом из природной ловушки, по видению чиновников, могло бы стать строительство дамб и расстановка шлюзов вдоль русла либо углубление рек.

«Ижевская Венеция» — так любовно прозвали участок дороги жители одной из самых убитых улиц в городе — Партизанской. К адским дорогам здесь за многие годы настолько привыкли, что новость об очередном потопе в частном секторе на Партизанской не вызвала живой реакции... Читать далее...На то и другое нужны деньги. Местному бюджету в 7,5 млн рублей такие расходы не потянуть, говорит Ханжин. На углубление рек нужно минимум 10 млн рублей, на строительство дамб — от 100 млн и больше. На оба способа решения проблемы, по словам чиновника, даже существуют проекты. Не первый год они пылятся в отделе по строительству Кизнерского района.

Жителям от наличия идей, не воплощенных в жизнь, конечно, не легче. Более того, реализацию данных проектов они считают пустой тратой денег. По их мнению, дешевле и быстрее было бы просто привести в порядок уже существующие каналы. Еще не скоро кизнерцы оправятся от этого наводнения, но уже с ужасом думают о предстоящем. Практика показала, что в борьбе с этой стихией они предоставлены сами себе. И никакой добрый дедушка Мазай их не спасет.

Фото: Роман Лукоянов