«Ижевская Венеция» — так любовно прозвали участок дороги жители одной из самых убитых улиц в городе — Партизанской. К адским дорогам здесь за многие годы настолько привыкли, что новость об очередном потопе в частном секторе на Партизанской не вызвала живой реакции. И даже когда сообщили о долгожданном ремонте дорог и строительстве ливнёвки — тишина. Пожалуй, пора бы и «в воздух чепчики бросать», но здравый смысл крепко держит резиновые сапоги местных.
Заживём!
У одного из домов на Партизанской беседуют трое мужчин. «Ох и заживем тогда!» — воодушевленно замечает один. Местный скептик ему в ответ: «Слышь, думаю, здесь что-то не так. Жили, значит, двадцать лет. Топило нас круглогодично, сколько колес пробило, а тут нате — сваливается с неба и ливнёвка, и ремонт дороги. Ну не верю я».
Еще в прошлом году на этой улице с официальным визитом побывал глава Удмуртии Александр Соловьев. Он заявлял, что дорожники не будут класть асфальт на тех участках, где город не решит вопрос с ливневой канализацией. Ливнёвки здесь есть, но они не в силах справиться с огромными потоками воды, стекающими с других улиц. Партизанская находится в низине и потому по весне регулярно плавает.
В конце марта 2016 года местные действительно услышали от властей города многообещающую новость — те пообещали отремонтировать дорожное полотно на Партизанской от улицы Магистральной до переулка Железнодорожного и довести до ума ливневую канализацию. На дороги планируют выделить 10 млн рублей, на водоотведение — 70 млн рублей.
Именно этими цифрами и были шокированы местные, когда я подошла к ним побеседовать. По их словам, они давно отчаялись на какую-либо вразумительную помощь с ежедневными проблемами — давно научились скептически реагировать на обещания. «Деньги, может, и выделят, но не уплывут ли они по весне вновь вместе со снегом», — размышляют жители.
Отличительной особенностью района Партизанской, кроме вездесущего засилья «большой воды», наверное, следует назвать непривычно медленную езду автомобилей и людей, чей look непременно дополнен резиновыми сапогами с голенищами преимущественно выше средней длины. Видимо, чтоб уж наверняка подстраховаться.
«Мы живем тут рядом с Партизанской. Когда здесь вновь затопило, было страшно ходить — дороги у нас не ремонтировались, наверное, лет десять, точно не знаю. Но похоже на то. Переходишь дорогу, а там яма. Ими-то мы богаты здесь, — рассказывает местная жительница Елена, качая в коляске на обочине засыпающего сына. — Вода только сегодня спала. Вчера я еще наказывала своей дочке-второкласснице идти в обход. Детские сапожки, они, знаете, невысокие. Не раз возвращалась из школы вся промокшая чуть ли не по колено».
Повесили кирпич
Неискушенным высокая концентрация шиномонтажек и других автомобильных «лечебниц» на Партизанской может показаться странной — через каждые 50–100 метров на домах пестрят вывески. Но увиденное вокруг бесцеремонно подводит к самой сути: минуту назад ты чуть не затонул в местных «зыбучих песках» (кстати, не спасут даже резиновые сапоги), а по лицу очередного водителя, проезжавшего через законспирированную огромной лужей опасную яму, было заметно — даже выругавшись, ему не удалось отвести душу от «партизанских» страданий. Очевидно, дефицита работы автосервисы не ощущают.
«Я частый гость местных автомастерских, да не я один. Все мы тут периодически гостим, — улыбается ожидающий своей очереди в одном из автосервисов водитель Александр. — Весной тут просто нереально ездить. Страшно не оттого, что дороги превращаются в реки, пугает другое — под водой глубокие ямы. Между тем здесь ездит немало транспорта, живут люди, по нашей Партизанской сейчас не то что ездить, ходить страшно».
Улицу все же признали опасной. По предписанию ГИБДД в конце февраля на Партизанской повесили «кирпич». Службы благоустройства, как оказывается, информацию «намотали на ус» и оперативно вышли на спасение «утопающих». Результат, впрочем, оказался неожиданным. Партизанскую после дорожников украсила красивая оранжевая мозаика. Так прозвали местные жители кирпичи, которые побросали рабочие в ямы.
Когда в Ижевске этой весной нашумела история с появившимися на дороге улицы Софьи Ковалевской кирпичами, начальник управления благоустройства и транспорта администрации Ижевска Сергей Кабанов подчеркнул, мол, не наших рук дело. «Если мы устраняем дефекты, то мы их устраняем или с помощью литого асфальтобетона, или с помощью инертных материалов, а это или щебень мелкой фракции, или асфальтная крошка», — сказал он.
Главный дорожник города утверждает, что кирпич не соответствует требованиям, зато главы районов Ижевска ничего плохого в том, чтобы засыпать ямы данным материалом, не видят.
«Я не знаю, почему назвали кирпич строительным мусором. На данный момент для устранения дорожных ям кирпич можно использовать. На Софье Ковалевской залили асфальтом литым, после чего он отлетел и встал дыбом. Кирпич же до сих пор держится», — вполне серьезно прокомментировал как-то глава администрации Устиновского района на встрече с прессой. Нисколько не смутившись, его поддержала коллега из Индустриального района.
Комментария от главы администрации Первомайского района, на территории которого в очередной раз, несмотря на заверения Кабанова, решили подлатать ямы строительным мусором, «ДЕНЬ.org» получить не удалось.
Но причина использования глиняных брикетов очевидна. Экономия налицо: если тонна литого асфальта стоит от 2 500 рублей, то кирпича — от 250 рублей. Получается, в несколько раз дешевле. Но, вероятно, дорожники все же перепутали кирпич с дорожными материалами.
Остается надеяться, что, как только погодные условия улучшатся, дорожники сразу выйдут на самый известный по бездорожью участок в Ижевске и подлатают его. Именно подлатают, потому что один слой асфальтобетонной смеси, который назначен на Партизанскую, вряд ли прослужит верой и правдой еще двадцать лет. В лучшем случае, если будет доделана система водоотведения, по мнению экспертов, тонкий слой асфальта прослужит не более двух лет. Ну и так по кругу через следующие двадцать лет.
[ФОТОАЛЬБОМ]