Взрыв мозга. Посетители выставок дадаизма в Ижевске рисковали рассудком и нервной системой

Надежда Рысьева

Жителям Ижевска показали нечто, от чего неискушенное сознание среднестатистического горожанина вполне может дать сбой. «Взрыв мозга», иными словами, устроили последователи иррационального направления творчества «дадаизм». Первые две экспозиции показали — Ижевск скуден на стоящие перформансы, которые, очевидно, публика ожидала увидеть на Неделе швейцарской культуры. В большинстве своем вместо высококонцептуальных идей ижевчанам представили нечто похожее на бред.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Думаю, начать нужно с того, что настоящих дадаистов среди местных художников нет. Есть те, кто решил поэкспериментировать с собственным мироощущением и создать нечто нетривиальное, откровенно говоря, странное и не поддающееся логике, отмечают сами местные творцы.

Несколько слов о дадаизме вообще. Это направление в искусстве возникло сто лет назад, в XX веке. Художественное движение объявило отказ от всего логического и в качестве названия взяло повторяющийся слог детского лепета, звучащий абсолютно абсурдно на множестве языков, — dada.

Первой среди двух посещенных мною выставок стала «Дадатека», на которую я шла под Фото: © «ДЕНЬ.org»влиянием всплывающих в сознании романтических и трагических образов художников и поэтов-дадаистов, о которых вдохновенно рассказывали преподаватели университетского курса истории литературы. Воображение услужливо рисовало причудливую экспозицию, размещенную в современном эргономичном пространстве на европейский манер. С небес на землю спустила реальность детской библиотеки имени Крылова, где проходила выставка.  

Фото: © «ДЕНЬ.org»Представьте степень моего разочарования, когда после восхождения по лестнице афоризмов известных дадаистов (пролог к экспозиции смотрелся действительно эффектно) передо мной во всей красе предстал традиционный интерьер обычной ижевской библиотеки. Это была синергия живописных иллюстраций, ярких книг и ностальгии о счастливом советском. Все это дополняли созданные из обрывков журнальных страниц композиции юных талантов в стиле дадаизма на стенах и гора разноликого хлама местной печатной продукции на столах в центре комнаты.  

В общем, как таковой эстетической ценности выставки в первый день мне, как и шести гостям, просидевшим с час, выражая свою иррациональность на бумаге, не удалось увидеть.

Зато сколько народу пришло в ЛИФТ на «Полежать на провоДАх»! Очевидно, фактор некоторой известности выставляющихся персон (в библиотеке презентовались детские работы) и модность творческого лофта в центре города привлекли не меньше тридцати ижевчан.

Но главное различие мероприятий даже не в количестве зрителей. Глубина, алогичность, иррационализм и абсурдность выставленного «ничего» во второй день била через край. Дада!

К примеру, авторы работ Мария Чечегова и Тамара Михайлова предложили послушать голос ржавого гвоздя с помощью висящей на проводе телефонной трубки. Оказалось, жителям Ижевска не чужды эксперименты: люди не просто замолкали с трубкой возле уха, но и охотно болтали с гвоздем. Суть бесед оставим за рамками текста.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Сканером для поиска пыли служила дверь в виде инсталляции — расчерченного прямо на полу прямоугольника с дверной ручкой в центре.  

Творить и генерировать идеи предлагалось галстуком. И зритель вновь включился в интерактив: на картонке под галстуком красовались вполне обыденный улетающий на воздушном шаре Винни-Пух, глаза, нос, губы, существующие отдельно друг от друга, древний символ, космические круги и прочее. 

Фото: © «ДЕНЬ.org»Собственно, посчастливилось самым смелым и полежать на проводах. Благо не пришлось валяться прямо на полу — матрас все-таки под проводами имелся. Но ижевчанам, видимо, все-таки захотелось испробовать пол ЛИФТа на удобство. «Наслаждались уютом» у светильника несколько молодых людей, попеременно укладываясь на пол у табурета, словно на кровать. Дада! — хотелось ответить на готовность молодежи стремительно заражаться абсурдом и стать его частью.

«Здесь и сейчас» — таков основной принцип дадаизма, объяснили авторы проекта. Они заранее предупредили — не нужно вкладывать смысл в представленные объекты. «Все вымышлено. Все абсурд. Любые диагонали и сходства с существующим невозможны».

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Мое сознание перед этим абсурдом устояло, но, думаю, я еще долго буду разгадывать прочитанные на выставке надписи: «В результате экспериментов практик Dada была создана целая серия объектов, которые включают себя инородное вещество типа и наименование „ничего“»,  «Как построить воздушный корабль, если известно, сколько стоят тюльпаны», «„Ничего“ вытесняет все человеческое за пределы своего пространства, но оставляет возможность взаимодействия с ним с помощью движений, жестов, мимики, звуков и пр.», «Один день два понедельника», «Прилягте в/место удовольствия».

[ФОТОАЛЬБОМ]

 

Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»
Фото: © «ДЕНЬ.org»Фото: © «ДЕНЬ.org»