Полная версия Мобильная версия

Взрыв мозга. Посетители выставок дадаизма в Ижевске рисковали рассудком и нервной системой

K 3299
J
Надежда Рысьева

Жителям Ижевска показали нечто, от чего неискушенное сознание среднестатистического горожанина вполне может дать сбой. «Взрыв мозга», иными словами, устроили последователи иррационального направления творчества «дадаизм». Первые две экспозиции показали — Ижевск скуден на стоящие перформансы, которые, очевидно, публика ожидала увидеть на Неделе швейцарской культуры. В большинстве своем вместо высококонцептуальных идей ижевчанам представили нечто похожее на бред.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Думаю, начать нужно с того, что настоящих дадаистов среди местных художников нет. Есть те, кто решил поэкспериментировать с собственным мироощущением и создать нечто нетривиальное, откровенно говоря, странное и не поддающееся логике, отмечают сами местные творцы.

Несколько слов о дадаизме вообще. Это направление в искусстве возникло сто лет назад, в XX веке. Художественное движение объявило отказ от всего логического и в качестве названия взяло повторяющийся слог детского лепета, звучащий абсолютно абсурдно на множестве языков, — dada.

Первой среди двух посещенных мною выставок стала «Дадатека», на которую я шла под Фото: © «ДЕНЬ.org»влиянием всплывающих в сознании романтических и трагических образов художников и поэтов-дадаистов, о которых вдохновенно рассказывали преподаватели университетского курса истории литературы. Воображение услужливо рисовало причудливую экспозицию, размещенную в современном эргономичном пространстве на европейский манер. С небес на землю спустила реальность детской библиотеки имени Крылова, где проходила выставка.  

Фото: © «ДЕНЬ.org»Представьте степень моего разочарования, когда после восхождения по лестнице афоризмов известных дадаистов (пролог к экспозиции смотрелся действительно эффектно) передо мной во всей красе предстал традиционный интерьер обычной ижевской библиотеки. Это была синергия живописных иллюстраций, ярких книг и ностальгии о счастливом советском. Все это дополняли созданные из обрывков журнальных страниц композиции юных талантов в стиле дадаизма на стенах и гора разноликого хлама местной печатной продукции на столах в центре комнаты.  

В общем, как таковой эстетической ценности выставки в первый день мне, как и шести гостям, просидевшим с час, выражая свою иррациональность на бумаге, не удалось увидеть.

Зато сколько народу пришло в ЛИФТ на «Полежать на провоДАх»! Очевидно, фактор некоторой известности выставляющихся персон (в библиотеке презентовались детские работы) и модность творческого лофта в центре города привлекли не меньше тридцати ижевчан.

Но главное различие мероприятий даже не в количестве зрителей. Глубина, алогичность, иррационализм и абсурдность выставленного «ничего» во второй день била через край. Дада!

К примеру, авторы работ Мария Чечегова и Тамара Михайлова предложили послушать голос ржавого гвоздя с помощью висящей на проводе телефонной трубки. Оказалось, жителям Ижевска не чужды эксперименты: люди не просто замолкали с трубкой возле уха, но и охотно болтали с гвоздем. Суть бесед оставим за рамками текста.

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Сканером для поиска пыли служила дверь в виде инсталляции — расчерченного прямо на полу прямоугольника с дверной ручкой в центре.  

Творить и генерировать идеи предлагалось галстуком. И зритель вновь включился в интерактив: на картонке под галстуком красовались вполне обыденный улетающий на воздушном шаре Винни-Пух, глаза, нос, губы, существующие отдельно друг от друга, древний символ, космические круги и прочее. 

Фото: © «ДЕНЬ.org»Собственно, посчастливилось самым смелым и полежать на проводах. Благо не пришлось валяться прямо на полу — матрас все-таки под проводами имелся. Но ижевчанам, видимо, все-таки захотелось испробовать пол ЛИФТа на удобство. «Наслаждались уютом» у светильника несколько молодых людей, попеременно укладываясь на пол у табурета, словно на кровать. Дада! — хотелось ответить на готовность молодежи стремительно заражаться абсурдом и стать его частью.

«Здесь и сейчас» — таков основной принцип дадаизма, объяснили авторы проекта. Они заранее предупредили — не нужно вкладывать смысл в представленные объекты. «Все вымышлено. Все абсурд. Любые диагонали и сходства с существующим невозможны».

Фото: © «ДЕНЬ.org»

Мое сознание перед этим абсурдом устояло, но, думаю, я еще долго буду разгадывать прочитанные на выставке надписи: «В результате экспериментов практик Dada была создана целая серия объектов, которые включают себя инородное вещество типа и наименование „ничего“»,  «Как построить воздушный корабль, если известно, сколько стоят тюльпаны», «„Ничего“ вытесняет все человеческое за пределы своего пространства, но оставляет возможность взаимодействия с ним с помощью движений, жестов, мимики, звуков и пр.», «Один день два понедельника», «Прилягте в/место удовольствия».

[ФОТОАЛЬБОМ]

 


Читайте также